29 мая 2018 г. |
Дело N А21-6626/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Боровой А.А., Бычковой Е.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области Дерюгова С.А. (доверенность от 18.12.2017),
рассмотрев 28.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транскомкабель" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2017 (судья Слоневская А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Тойвонен И.Ю., Копылова Л.С., Медведева И.Г.) по делу N А21-6626/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транскомкабель", место нахождения: 400002, г. Волгоград, Слесарная ул., д. 103, ОГРН 1143443003934, ИНН 3460013300 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации от 16.02.2017 N 3714А.
Определением суда от 05.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сафронова Валентина Ивановна и общество с ограниченной ответственностью "Винил", место нахождения: 236011, Калининград, Иртышский пер., д. 5, кв. 31, ОГРН 1123926077120, ИНН 3906283402 (далее - ООО "Винил").
Решением суда первой инстанции от 01.11.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 01.11.2017, постановление от 20.02.2018 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
Податель жалобы полагает, что выявленное в ходе проведенных регистрирующим органом контрольных мероприятий отсутствие договора аренды с собственником помещения, адрес которого используется ООО "Винил", не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, так как заявление Сафроновой В.И., являющейся собственником указанного помещения, поступило в Инспекцию 10.03.2017, тогда как оспариваемое решение вынесено 16.02.2017.
Общество указывает, что представило для государственной регистрации все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), на дату принятия оспариваемого решения регистрирующий орган не располагал подтвержденной информацией о недостоверности заявленного адреса, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Как считает податель жалобы, предоставление недостоверных сведений при государственной регистрации влечет иные правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Вывод судов о том, что договор аренды от 12.12.2012 и акт приема передачи, подписанные иным лицом, в настоящее время не являющимся собственником помещения (квартиры), не подтверждают достоверность адреса, по мнению Общества, является необоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, единственным участником Общества Турановой Ольгой Сергеевной 22.09.2016 приняты решения о реорганизации Общества путем присоединения к ООО "Винил" и об утверждении договора о присоединении к ООО "Винил".
На основании указанного решения заявитель обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р16003 о прекращении деятельности Общества в связи с его присоединением к ООО "Винил".
По результатам рассмотрения заявления Инспекция 16.02.2017 приняла решение об отказе в государственной регистрации N 3714А, из которого следует, что основанием для отказа послужило непредставление установленных Законом N 129-ФЗ документов (подпункт "р" пункта 1 статьи 23 названного Закона).
Регистрирующий орган указал, что, как выявлено в ходе проведения контрольных мероприятий, собственник помещения не заключал договор аренды либо субаренды с ООО "Винил" и данным юридическим лицом незаконно используется адрес регистрации.
Общество, считая отказ в государственной регистрации незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Так как доказательства, подтверждающие согласие собственника квартиры, указанной в качестве места нахождения ООО "Винил", на регистрацию данного юридического лица по указанному адресу, не были представлены, решением от 01.11.2012 суд отказал в удовлетворении заявления
Согласившись с выводами суда первой инстанции, постановлением от 20.02.2018 апелляционный суд оставил указанное решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 2 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.3004 N 506 в настоящее время является Федеральная налоговая служба.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации; сведения, содержащиеся в этих документах, должны быть достоверными.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно подпункту "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129 ФЗ наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 названного Закона является основанием для отказа в государственной регистрации.
В результате проведенных Инспекцией контрольных мероприятий установлено, что по адресу: Калининград, Иртышский пер., д. 5, кв. 31, находится квартира, принадлежащая на праве собственности Сафроновой В.И.
Поскольку доказательства, подтверждающие согласие Софроновой В.И. на использование принадлежащей ей квартиры в качестве юридического адреса ООО "Винил", не были представлены, Инспекция отказала в удовлетворении заявления Общества о государственной регистрации в связи с прекращением деятельности путем присоединения к ООО "Винил".
Суд первой инстанции установил, что Общество при обращении в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации не представило документов, подтверждающих согласие собственника жилого помещения (квартиры) на регистрацию юридического лица.
Суд также принял во внимание заявление Сафроновой В.И. от 10.03.2017, в котором она как собственник квартиры подтвердила, что не давала согласия на ее использование для регистрации юридических лиц и возражает против использования квартиры юридическими лицами в качестве места своего нахождения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился и апелляционный суд, что документы, представленные Обществом в Инспекцию для государственной регистрации, содержали недостоверные сведения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению суда кассационной инстанции, послужившие основанием для принятия обжалуемых судебных актов выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм Закона N 129-ФЗ.
Приведенный в кассационной жалобе Общества довод о том, что выявленное в ходе проведенных регистрирующим органом контрольных мероприятий отсутствие договора аренды с собственником помещения, адрес которого используется ООО "Винил", не является основанием для отказа в государственной регистрации, так как заявление Сафроновой В.И., являющейся собственником указанного помещения, поступило в Инспекцию 10.03.2017, тогда как оспариваемое решение вынесено 16.02.2017, не принимается.
То обстоятельство, что заявление Сафроновой В.И. поступило в Инспекцию 10.03.2017, само по себе не исключает наличия у регистрирующего органа на дату принятия оспариваемого решения (16.02.2017) подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных Обществом документах сведений о месте нахождения ООО "Винил".
Довод подателя жалобы о том, что представление недостоверных сведений при государственной регистрации влечет иные правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ действительно предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем предусмотренная данной нормой возможность привлечения заявителей, юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателей к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, не является препятствием для вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации в случае недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А21-6626/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транскомкабель" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению суда кассационной инстанции, послужившие основанием для принятия обжалуемых судебных актов выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм Закона N 129-ФЗ.
...
Довод подателя жалобы о том, что представление недостоверных сведений при государственной регистрации влечет иные правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ действительно предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем предусмотренная данной нормой возможность привлечения заявителей, юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателей к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, не является препятствием для вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации в случае недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2018 г. N Ф07-4317/18 по делу N А21-6626/2017