31 мая 2018 г. |
Дело N А42-6809/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Погодиной А.В. (доверенность от 22.01.2018),
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2017 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Лущаев С.В.) по делу N А42-6809/2017,
установил:
Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.07.2017 N 4093н и приказа об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 17.07.2017 N 471.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, недоимка, образовавшаяся в январе-феврале 2017 года, была погашена в полном объеме только 12.04.2017, следовательно, пени, начисленные на указанную недоимку в период с 01.04.2017 по 12.04.2017, относятся к следующему расчетному периоду - полугодию 2017 года. Податель жалобы также полагает, что у него имелись законные основания для отказа Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2017 году.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В суд поступило ходатайство Фонда о возвращении кассационной жалобы, однако в судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении, ходатайство об отказе от кассационной жалобы не заявил.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением от 07.07.2017 о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями Приказа Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
По итогам рассмотрения указанного заявления 17.07.2017 Фонд принял решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в связи с наличием у страхователя недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления.
Основанием для отказа послужил вывод Фонда, что 14.07.2017 по результатам камеральной проверки расчета по форме 4-ФСС за первое полугодие 2017 года выявлена задолженность страхователя по пеням по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 179 руб. 73 коп., выставлено требование об уплате недоимки по пеням от 14.07.2017 N 4093.
Указанная сумма пени уплачена страхователем 27.07.2017, то есть после обращения с заявлением о предоставлении финансового обеспечения.
Не согласившись с приказом Фонда об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 17.07.2017 N 471 и требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.07.2017 N 4093н, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными.
Согласно приказу Фонда об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 17.07.2017 N 471, причиной отказа явилось наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления.
Из материалов дела усматривается, что 14.07.2017 Обществу вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 4093, в соответствии с которым Фондом начислены пени в размере 179 руб. 73 коп. в связи с неполной уплатой страхователем в установленный срок страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за январь, февраль 2017 года.
Вместе с тем, судами обеих инстанций установлено, что в рассматриваемом случае недоплата страховых взносов в установленный срок явилась следствием несвоевременного направления Фондом в адрес страхователя уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.
В рассматриваемом случае Общество письмом от 24.01.2017 исх. N 872-3057-0061 направило в адрес Фонда справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2017 год и выписку из пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2016 год.
Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения было направлено Фондом в адрес страхователя 22.03.2017 и получено страхователем 27.03.2017, то есть по истечении 51 дня с даты представления страхователем документов для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Согласно пункту 11 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
В соответствии с Письмом ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-11/16-07-2827 "О подтверждении вида деятельности" до подтверждения основного вида экономической деятельности за 2017 год страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии со страховым тарифом, установленным им в 2016 году.
Следовательно, за январь - февраль 2017 года Общество вправе было уплачивать страховые взносы в соответствии со страховым тарифом, установленным в 2016 году.
Из материалов дела усматривается, что заявитель самостоятельно исчислил страховые взносы за январь - февраль 2017 года, применив тариф 2,8 вместо тарифа 0,7, и своевременно уплатил взносы в большем объеме, чем мог уплачивать до получения от Фонда уведомления о размере страховых взносов.
Общество после получения уведомления Фонда доплатило страховые взносы 12.04.2017, так как им не был учтен повышающий коэффициент 0,03%, с которым тариф на 2017 год составил 2,83.
При этом Фондом произведено начисление Обществу пени на сумму недоплаченных им январе, феврале и марте 2017 года по новому тарифу страховых взносов, за период с января по март - при проверке расчетов за 1-й квартал, которые были уплачены заявителем, и за период с 01.04.2017 по 12.04.2017 - при проверке расчетов за полугодие, что отражено в требование от 14.07.2017 N 4093н, которое оплачено Обществом 27.07.2017, то есть сразу после его получения, что подтверждается платежным поручением N 3845.
Пунктом 9 статьи 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у страхователя в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, данных ему либо неопределенному кругу лиц страховщиком (территориальным органом страховщика) или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
С учетом изложенного суды признали начисление пени на сумму недоимки необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае заявитель имел право уплачивать взносы в меньшем размере по тарифам 2016 года до получения уведомления на 2017 год, однако он самостоятельно исчислил страховые взносы за январь - февраль 2017 года в значительно большем размере.
Судами обеих инстанций также учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ установлено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер Территориальный орган Фонда принимает в следующих случаях:
а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
С учетом изложенного судами обеих инстанций сделан обоснованный выводу об отсутствии у Фонда в рассматриваемом случае оснований для вынесения приказа об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 17.07.2017 N 471.
Доводы кассационной жалобы относительно неправильной оценки доказательств подлежат отклонению, поскольку установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда. Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судами не допущено.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебного акта. Правовые основания для иной оценки доказательств, ставших предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по делу N А42-6809/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.