08 июня 2018 г. |
Дело N А66-10713/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Бычкова (доверенность от12.01.2016), от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. (доверенность от 09.01.2018), от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 24.10.2017), от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 05.12.2016),
рассмотрев 05.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2017 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу N А66-10713/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания", место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая площадь, дом 1а, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области, место нахождения: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее - Министерство соцзащиты), о взыскании 2 093 515 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2015 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области (далее - Министерство финансов), Правительство Тверской области (далее - Правительство), открытое акционерное общество "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (далее - Компания).
Решением от 26.10.2017, оставленным без изменения постановлением от 13.02.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, наличие цены в договоре 02.03.2015 оказания услуг N 2015.15 по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортам пригородного сообщения (далее - Договор) не может ограничивать право перевозчика на полную компенсацию убытков, возникших в связи с установлением Тверской областью льгот по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования. Кроме того, податель жалобы указывает, что судами не исследованы обстоятельства, связанные с увеличением Тверской областью с 01.07.2015 тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в результате чего субсидии в сумме 2 984 027 руб., заложенной в бюджет области и предусмотренной в Договоре оказалось недостаточно для полного покрытия убытков перевозчика.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство соцзащиты, Министерство финансов и Правительство просят оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представители Министерства соцзащиты, Министерства финансов и Правительства возражали против удовлетворения жалобы.
Компания надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Договора Министерство соцзащиты (заказчик) поручает, а Общество (перевозчик) на возмездной основе осуществляет перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения граждан льготных категорий из числа лиц, указанных в приложении 1 к Договору, место жительства, которых находится на территории Тверской области.
Общество с 15.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Согласно пункту 1.2 Договора заказчик поручает, а перевозчик обязуется обеспечить перевозку граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах маршрутов движения пригородных поездов в соответствии с приложением 2 к Договору в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 путем заключения договоров перевозки с гражданами из числа лиц, указанных в приложении 1 к Договору.
В силу пункта 1.3 Договора перевозчик обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.
В соответствии с пунктом 1.4 Договора его цена - 2 984 027 руб. - определяется на основании фактических расходов перевозчика и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 N 122-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В приложении 1 к Договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
В период с 01.08.2015 по 31.12.2015 Общество осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортном в пригородном сообщении на территории Тверской области по маршрутам Савелово - Москва, Ржев - Вязьма.
Перевозка пассажиров осуществлялась в 2015 году по тарифам, утвержденным исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Обществом 03.03.2016 в адрес Министерства соцзащиты направлено письмо N 31716/44Д с требованием возместить 2 093 515 руб. 40 коп. причиненных убытков.
Письмом от 22.04.2016 N 5/622 Министерство соцзащиты отказало Обществу, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено в пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда.
Согласно пункту 3.1 означенного Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 данного Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство соцзащиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Законом Тверской области от 25.07.2016 N 55-ЗО "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2015 год" утвержден отчет об исполнении бюджета Тверской области за 2015 год, в частности утвержден отчет о размере ассигнований, которые направлены на указанные расходы областного бюджета Тверской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, применив приведенные нормы права, обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2015 год, предусмотренные Договором.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 по делу N 307-ЭС15-7013.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А66-10713/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.