05 июня 2018 г. |
Дело N А56-52467/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" директора Аверченкова К.А. (протокол внеочередного собрания от 09.04.2015) и Елисеевой К.С. (доверенность от 21.11.2017), от Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области Комовой И.И. (доверенность от 13.02.2018) и Вавиловой Ю.А. (доверенность от 23.01.2017), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевской Н.Л. (доверенность от 09.01.2018) и Сахаровой М.В. (доверенность от 09.02.2018),
рассмотрев 29.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.11.2017 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И. и Сомова Е.А.) по делу N А56-52467/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбис", место нахождения: 188740, Ленинградская область, Приозерский район, поселок и станция Громово, переулок Железнодорожный, дом 3, ОГРН 1044701648639, ИНН 4712021255 (далее - ООО "Ирбис", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: город Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литера А; ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет по природным ресурсам), о признании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017 - 2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также утверждающее его распоряжение от 09.06.2017 N 703 недействительными в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО "Ирбис"; в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общество просило назначить повторное проведение государственной экологической экспертизы Проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017 - 2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018 в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО "Ирбис". Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847235719, ИНН 7842387513 (далее - Комитет по охране животного мира).
Решением суда первой инстанции от 04.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отправить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Общества снижение квоты не обосновано, произведено с нарушением процедуры на этапе государственной экологической экспертизы. Экспертная комиссия в нарушение Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) изменила предмет экспертизы, изменив (уменьшив) квоту добычи лося по сравнению с первоначальной заявкой Общества. Судами неверно истолкован пункт 11 Порядка N 963 и неправомерно отклонена методика учета, используемая Обществом.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по природным ресурсам и Комитет по охране животного мира возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Законность решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "Ирбис" обратилось в Комитет по охране животного мира с заявками на установление квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2017 - 2018 годов на территории охотничьего угодья ООО "Ирбис", в том числе с заявкой на установление квоты добычи лося в количестве 38 особей (письмо от 04.04.2017 N 24).
Комитет по охране животного мира направил материалы, обосновывающие лимиты и квоты охотничьих ресурсов на государственную экологическую экспертизу.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы регионального уровня от 07.06.2017 N 02-17-Э1-ЛО положительное заключение получил Проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017 - 2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, в котором квота добычи лося для Общества установлена в количестве 7 особей.
В указанном заключении экспертизы дана экспертная оценка представленным заказчиком (Комитетом по охране животного мира) материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (материалы ОВОС), а также пояснениям и откорректированным по замечаниям экспертов материалам, а также пояснениям и материалам, представленным, в том числе ООО "Ирбис".
Указанное экспертное заключение было утверждено распоряжением Комитета по природным ресурсам от 09.06.2017 N 703.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.07.2017 N 52-пг в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (далее - Приказ N 138) и от 29.06.2010 N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию" (далее - Порядок N 228), заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 07.06.2017 N 02-17-Э1-ЛО, утвержденным распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 09.06.2017 N 703, согласованием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 30.06.2017 N 04-15-29/17016) утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 до 01.08.2018 и утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов (лося) для каждого охотничьего угодья в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 до 01.08.2018 согласно приложению 1.
Полагая незаконным изменение (уменьшение) экспертной комиссией государственной экологической экспертизы квоты добычи лося по сравнению с заявкой Общества, ООО "Ирбис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что экспертная комиссия самостоятельно не вносила изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы (в том числе откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов), порядок проведения экологической экспертизы соответствовал требованиям Закона N 174-ФЗ, выводы экспертов Обществом не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривая дело согласился с выводами суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусматривает обязательную государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.
Отношения в области государственной экологической экспертизы урегулированы Законом N 174 -ФЗ.
В силу подпункта 4 статьи 12 Закона N 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона N 174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение, отвечающее требованиям статьи 18 этого закона.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 указанного закона заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 18 Закона об экологической экспертизе заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня отнесены к полномочиям Комитета по природным ресурсам (пункт 2.7 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341).
Согласно оспариваемому заключению экспертная комиссия, утверждена распоряжением Комитета по природным ресурсам от 12.05.2017 N 567 "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы регионального уровня проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 до 01.08.2018" (с изменениями внесенными распоряжением Комитета по природным ресурсам от 29.05.2017 N 650).
Согласно статье 1 Закона N 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - это объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов (пункт 13), квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья (пункт 14), а охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15).
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в части установления в порядке, предусмотренном названным Законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В соответствии со статьей 24 Закона N 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя (часть 4).
Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
Приложением N 1 к приказу N 138 утверждены Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 утвержден Порядок N 228.
В силу части 9 статьи 24 Закона N 209-ФЗ, пунктов 4 и 5 Порядка N 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктами 9.1 - 9.6 Порядка N 228 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительный власти, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу. После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, не позднее 15 июня проект лимита добычи на территории субъекта направляется на согласование в Минприроды России. Затем лимит добычи утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункт 13 Порядка N 228).
Комитет по охране животного мира, как правомерно установили суды в силу пункта 1.1 Приложения 2 постановления Правительства Ленинградской области от 20.05.2008 N 120 является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и реализацию государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ленинградской области.
Комитет по охране животного мира (заказчик ГЭЭ проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов) на государственную экологическую экспертизу направил заявку ООО "Ирбис" в полном объеме, в том числе с приложением копии Методики проведения учета методом многодневного оклада, разработанной ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова с материалами учета по данной методике.
По запросам экспертов государственной экологической экспертизы Комитетом по охране животного мира были представлены дополнительные материалы и обоснования (письма от 25.05.2017 N В-2146/17-0-2, от 01.06.2017 N В-2255/17-0-1), в том числе представлены конкретные предложения по квотам добычи лося в сезоне 2017 - 2018 годах, в отношении ООО "Ирбис" квота снижена до 7 особей с обоснованием снижения (пункт 3 пояснений к письму от 25.05.2017 N В-2146/17-0-2).
Экспертная комиссия, рассмотрев все представленные материалы, пришла к выводу о том, что основные положения проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017 - 2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2017 соответствуют законодательству Российской Федерации и Ленинградской области в области охраны окружающей среды.
Суды двух инстанций оценив, имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ сделали обоснованный вывод о том, что экспертная комиссия самостоятельно не вносила изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы, включая откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, а также заявки охотхозяйств с обоснованием запрашиваемых квот; при этом экспертная комиссия согласилась с обоснованием квот Комитета по охране объектов животного мира.
Учитывая, что выводы, изложенные в заключении экспертизы Обществом не опровергнуты, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления. При этом суды отклоняя доводы заявителя правильно указали на то, что возможность уменьшения уполномоченным органом (в данном случае Комитетом по охране животного мира) квоты охотничьих ресурсов по сравнению с указанной в заявке предусмотрена частью 10 статьи 24 Закона N 209-ФЗ и пунктом 8 Порядка N 228.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу N А56-52467/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.