09 июня 2018 г. |
Дело N А21-4582/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Преснецовой Т.Г., Ракчеевой М.А.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Шатохина А.С. (доверенность от 11.09.2017), от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Шаровой Н.В. (доверенность от 27.12.2017), от муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Кухарь И.И. (доверенность от 06.02.2018),
рассмотрев 04.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2017 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В.. Тимухина И.А.) по делу N А21-4582/2017,
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - ТУ Росимущества), Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о прекращении права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок площадью 6736 кв.м с кадастровым номером 39:15:131007:75, находящийся по адресу: Калининград, ул. А. Невского, а также о признании за городским округом "Город Калининград" права собственности на означенный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304, и муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 09.11.2017 и постановление от 08.02.0218, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Суды, указывает податель жалобы, не учли, что Администрацией не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора. По мнению Министерства обороны, Администрация не обосновала необходимость использования всей площади спорного земельного участка для целей эксплуатации находящихся на нем объектов, поэтому в удовлетворении иска надлежало отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Учреждение в отзыве просит удовлетворить кассационную жалобу Министерства обороны.
В судебном заседании представитель Министерства обороны и Учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по предложению городского Совета депутатов Калининграда и Министерства экономического развития Российской Федерации, согласованному с Министерством обороны и администрацией Калининградской области, Правительством Российской Федерации 30.11.2015 года издано распоряжение N 2064-р о передаче в муниципальную собственность Калининграда объектов, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Калининградской Квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района.
Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, поименован в приложении к указанному распоряжению N 2064-р.
Постановлением главы города Калининграда от 23.01.2007 N 52 ранее принадлежавшие Калининградской КЭЧ района объекты городской системы водоснабжения приняты в муниципальную собственность города Калининграда. Перечень объектов, принимаемых в муниципальную собственность, приведен в приложении N 1 к названному постановлению.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 2064-р и постановлению главы города Калининграда от 23.01.2007 N 52 в состав передаваемых объектов вошли в том числе: три артезианские скважины, станция обезжелезивания, насосная станция, резервуар холодной воды (пункты 1, 3, 5, 9, 10, 12 Перечня объектов).
На основании данных распорядительных актов произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования городской округ "Город Калининград" на следующие объекты - станция обезжелезивания, кадастровый номер 39:15:131007:308, водопроводная насосная станция, кадастровый номер 39:15:131007:1267, три артезианские скважины, кадастровые номера: 39:15:131007:1358, 39:15:131007:1360 и 39:15:131007:1359.
В дальнейшем данные объекты были закреплены Администрацией за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Указанные объекты находятся на земельном участке площадью 6736 кв.м с кадастровым номером 39:15:131007:75.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) названный участок является объектом зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
Администрация, полагая, что вследствие передачи в муниципальную собственность объектов коммунального хозяйства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 39:15:131007:75, право собственности на соответствующий участок также перешло к муниципальному образованию - городскому округу "Город Калининград", а наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения препятствует оформлению прав муниципального образования на участок, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций признали требования Администрации обоснованными и удовлетворили иск.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пунктах 58, 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Положения данной нормы вступили в силу с 01.07.2006.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Суды установили, что объекты, переданные и принятые в муниципальную собственность городского округа "Город Калининград" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 2064-р и постановления главы города Калининграда от 23.01.2007 N 52 - станция обезжелезивания, кадастровый номер 39:15:131007:308, водопроводная насосная станция, кадастровый номер 39:15:131007:1267, три артезианские скважины, кадастровые номера: 39:15:131007:1358, 39:15:131007:1360 и 39:15:131007:1359, и резервуар холодной воды - расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:131007:75; другие объекты недвижимости на спорном земельном участке отсутствуют; участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование, соответствующее назначению находящихся на нем объектов недвижимости.
Суды оценили представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу, что площадь земельного участка, занятая объектами муниципальной собственности и необходимая для их использования, составляет 6736 кв. м и соответствует площади спорного земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды, руководствуясь положениями статьи 19 ЗК РФ, пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, обоснованно посчитали, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:131007:75 является объектом муниципальной собственности городского округа "Город Калининград" и удовлетворили требования Администрации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними. Как обоснованно указали суды, доказательства, опровергающие необходимость использования спорного участка для целей эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, ответчиками не представлены.
Вопреки доводам Министерства обороны суды при рассмотрении дела дали оценку его заявлению относительно соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Суды приняли во внимание, что исковые требования Администрации направлены на оспаривание зарегистрированных прав на земельный участок; учли, что рассмотрение дела в суде первой инстанции неоднократно откладывалось, Министерство обороны и Учреждение не совершили в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции действий, подтверждающих намерение разрешить спор во внесудебном порядке, а в отзывах на исковое заявление выражали позицию по существу спора и против удовлетворения иска возражали. С учетом данных обстоятельств суды обоснованно посчитали возможным рассмотреть настоящий спор по существу.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по делу N А21-4582/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что объекты, переданные и принятые в муниципальную собственность городского округа "Город Калининград" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 2064-р и постановления главы города Калининграда от 23.01.2007 N 52 - станция обезжелезивания, кадастровый номер 39:15:131007:308, водопроводная насосная станция, кадастровый номер 39:15:131007:1267, три артезианские скважины, кадастровые номера: 39:15:131007:1358, 39:15:131007:1360 и 39:15:131007:1359, и резервуар холодной воды - расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:131007:75; другие объекты недвижимости на спорном земельном участке отсутствуют; участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование, соответствующее назначению находящихся на нем объектов недвижимости.
...
С учетом установленных по делу обстоятельств суды, руководствуясь положениями статьи 19 ЗК РФ, пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, обоснованно посчитали, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:131007:75 является объектом муниципальной собственности городского округа "Город Калининград" и удовлетворили требования Администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2018 г. N Ф07-6005/18 по делу N А21-4582/2017