06 июня 2018 г. |
Дело N А56-79945/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Рудницкого Г.М.,
при участии от закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" Глазатова Ю.А. (доверенность от 02.09.2016), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Подшивалова Д.В. (доверенность от 28.12.2017), Кулакова А.А. (доверенность от 29.12.2017), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кутузова И.В. (доверенность от 28.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-79945/2017,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ханза-Флекс", место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Дорожников, д. 30, ОГРН 1024701425363, ИНН 4707014630 (далее - ЗАО "Ханза-Флекс", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 2 306 кв.м с кадастровым номером 78:12:0006326:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский р-н, ул. Кржижановского, уч. 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО).
Решением суда первой инстанции от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Ханза-Флекс", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, требования Общества удовлетворить в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ханза-Флекс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и КИО, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126 по обращению Общества о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, принятому во исполнение судебных актов по делу N А56-20382/2013, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства общей площадью 2 306 кв.м по адресу: Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности). Согласно данному акту функциональное назначение объекта строительства определено как складской объект, коммерческий объект, не связанный с проживанием населения.
Общество обратилось в Комитет по строительству Санкт-Петербурга с заявлением от 08.07.2015 о подготовке постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, приложив к заявлению комплект необходимых документов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-82755/2016 признан незаконным отказ Комитета в подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении Обществу указанного земельного участка, суд обязал Комитет подготовить проект постановления Правительства о предоставлении Обществу участка без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, в порядке, установленном пунктами 1.3, 1.4.3 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Во исполнение данного решения арбитражного суда Комитет подготовил проект указанного постановления Правительства, который в соответствии с пунктом 3.11 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент), был представлен для его согласования на совещание у вице-губернатора Санкт-Петербурга с участием заинтересованных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В ходе проведения совещания, состоявшегося 26.09.2017, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга отказались согласовывать представленный Комитетом проект постановления Правительства, сославшись на то, что истекли сроки действия: распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 08.04.2010 N 1132, предоставившего разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка; акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 19.05.2014 N 126; отчета от 19.01.2015 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект.
Как следует из протокола совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга от 26.09.2017 N 533 вопрос отложен с рассмотрения.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что Правительством допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, признав, что Правительством не было допущено неправомерное бездействие, кроме того Обществом пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 3.4 Регламента проекты правовых актов Губернатора и Правительства (далее - проект) разрабатываются Администрацией Губернатора, ее структурными подразделениями, иными исполнительными органами (далее - разработчик) на основании поручений Губернатора, Правительства, членов Правительства либо по собственной инициативе.
В данном случае разработчиком проекта постановления Правительства является Комитет.
В соответствии с пунктом 3.10 Регламента подготовленный Проект, направляется вице-губернатору Санкт-Петербурга - руководителю Администрации Губернатора или вице-губернатору в соответствии с распределением обязанностей или временным возложением обязанностей на вице-губернаторов для принятия решения о необходимости направления проекта на согласование.
Пунктом 1.4.3 Положения предусмотрено, что согласование проекта постановления Правительства производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, в порядке, установленном Регламентом, в течение пяти дней со дня подготовки Комитетом такого проекта постановления.
Согласно пункту 3.15 Регламента согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей органов и организаций, согласующих проект. Протокол совещания, подписанный всеми лицами, участвующими в совещании, или его копия, заверенная разработчиком проекта, приобщается к Справке о согласовании проекта, о чем в последней делается соответствующая запись. В случае если указанное совещание проведено вице-губернатором Санкт-Петербурга, к Справке о согласовании проекта приобщается протокол, подписанный вице-губернатором Санкт-Петербурга, с приложением проекта, согласованного на указанном совещании. Протокол с проектом должен быть прошит, пронумерован и завизирован на оборотной стороне последнего листа вице-губернатором Санкт-Петербурга (вице-губернаторами Санкт-Петербурга).
По смыслу пункта 3.15 Регламента под согласованием следует понимать достижение общего согласия между заинтересованными лицами по поводу содержания проекта постановления Правительства.
При этом в соответствии с пунктами 3.18, 3.21 Регламента проект постановления Правительства может быть согласован с замечаниями, которые должны учитываться разработчиком.
Согласно пункту 3.22 Регламента в случае согласия с представленными замечаниями разработчик вносит в проект соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному визированию в соответствии с пунктами 3.6.1 и 3.6.2 Регламента, а также повторному согласованию в порядке, предусмотренном пунктами 3.12 - 3.15 Регламента, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
В силу пункта 3.23 Регламента, если разработчик не согласен с представленными замечаниями, он готовит мотивированное заключение и лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми он не согласен.
Пунктом 3.24 Регламента установлено, что при наличии замечаний по проекту разработчик должен в двухнедельный срок после получения всех замечаний обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами и организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
Пунктом 3.25 Регламента предусмотрено, что в случае если в срок, указанный в пункте 3.24 Регламента, замечания не будут устранены, проект немедленно направляется разработчиком для урегулирования разногласий вице-губернатору Санкт-Петербурга, направившему проект на согласование, если иное не установлено правовыми актами Правительства.
Рассмотрение и урегулирование разногласий производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, направившего проект на согласование (далее - согласительное совещание).
В данном случае представленный Комитетом проект постановления Правительства не был согласован в связи с наличием у компетентных органов государственной власти замечаний, без урегулирования которых принятие Правительством соответствующего постановления не представляется возможным.
При этом в силу пунктов 3.21 - 3.25 Регламента устранение замечаний в целях выработки взаимоприемлемого решения должно осуществляться разработчиком проекта, то есть Комитетом.
Неосуществление Комитетом предписанных Регламентом действий по устранению замечаний, возникших при согласовании проекта постановления, не может быть квалифицировано в качестве бездействия Правительства, как высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, правомочного принимать правовые акты только по результатам соответствующей процедуры их подготовки и рассмотрения.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого Обществом бездействия Правительства.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Общества отказано правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу N А56-79945/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ханза-Флекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.