01 июня 2018 г. |
Дело N А13-13405/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Бурматовой Г.Е., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.11.2017 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А13-13405/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройресурс-12", место нахождения: 162611, Вологодская обл., г. Череповец, Окружная ул., д. 12, ОГРН 1133528008547, ИНН 3528205202 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), от 12.07.2017 N 193 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решения N 193) и от 12.07.2017 и N 149 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 149).
Решением суда первой инстанции от 23.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2018, заявленные требования Общества удовлетворены: оспариваемые решения Фонда признаны незаконными; на Фонд возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов Общества. Кроме того, с Фонда в пользу Общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 23.11.2017 и постановление от 13.02.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Фонд считает, что выявленные в ходе проверки суммы, которые выплачивались в пользу работников в рамках трудовых отношений, входят в систему оплаты труда, и соответственно, подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на общих основаниях.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Фонда - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Обществом до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
Фонд как заинтересованное лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 22.05.2017 N 231 Фондом проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 09.06.2017 N 2831 и с учетом представленных возражений принято решение N 149 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов. Согласно указанному решению Общество в нарушение требований статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 занизило базу для начисления страховых взносов на сумму 3 072 руб. 84 коп., составляющую оплату стоимости приобретенных страхователем санаторно-курортных путевок для работников за счет средств выделенных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
Этим же решением Обществу предложено уплатить 3 072 руб. 84 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в налоговые органы, 62 руб. 88 коп. пеней и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Также на основании решения от 22.05.2017 N 314 Фондом в отношении Общества проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 09.06.2017 N 2846 и принято решение от 12.07.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в котором Фондом сделан вывод о том, что в нарушение требований статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ Общество в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 занизило базу для начисления страховых взносов социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 1 589 руб. 40 коп., представляющую собой оплату стоимости приобретенных страхователем санаторно-курортных путевок для работников за счет средств выделенных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
Названным решением Общество привлечено к ответственности на основании статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 66 руб. 96 коп. Также Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1 589 руб. 40 коп., пени в сумме 85 руб. 82 коп., и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решениями Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемые решения Фонда незаконными и не соответствующими нормам действующего законодательства, исходили из того, что спорные выплаты носили социальный характер, не были связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и не представляли собой оплату их труда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу решение от 23.11.2017 и постановление от 13.02.2018 не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховым тарифом признается ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Однако, как правильно указали суды, само по себе наличие между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные страхователем непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Законодательным актом, определяющим понятие "трудовые отношения", является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Так согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются такие отношения, которые основаны на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под платой за выполнение работником трудовой функции согласно статье 129 ТК РФ понимается заработная плата, которая представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также полагающиеся работнику компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как предусмотрено статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Кроме того, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Между тем выплаты социального характера, обусловленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и судами установлено, что Общество не включило в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, суммы, израсходованные на приобретение работникам путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в спорный период.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н), которые введены в действие с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Из материалов дела видно, что в проверяемый период (2014 - 2016 годы) путевки на санаторно-курортное лечение приобретались Обществом на основании заключительного акта по результатам проведения периодического медицинского осмотра (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н), что сторонами не оспаривается.
Фондом не опровергнуто, что спорные выплаты на приобретение путевок не гарантировались трудовыми договорами, не носили систематического характера, не зависели от трудовых успехов работников, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, и не являлись вознаграждением работников за исполнение трудовых обязанностей.
Напротив, оплата стоимости путевок являлась единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовыми договорами, и не относящейся к выплатам, непосредственно связанным с выполнением работниками Общества трудовой функции за плату.
Оценив представленные в материалы дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что при таких обстоятельствах у Фонда не имелось законных оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также для начисления пеней и штрафных санкций.
Выводы судов о том, что спорные выплаты не были связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как это определено статьей 129 ТК РФ, не носили обязательного характера, не зависели от результатов труда работников и не были включены в систему оплаты труда, основаны на материалах дела и нормам материального права не противоречат.
С учетом изложенного суды правомерно признали решения Фонда N 193 и N 149 недействительными.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу судебных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А13-13405/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что в проверяемый период (2014 - 2016 годы) путевки на санаторно-курортное лечение приобретались Обществом на основании заключительного акта по результатам проведения периодического медицинского осмотра (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н), что сторонами не оспаривается.
...
Выводы судов о том, что спорные выплаты не были связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как это определено статьей 129 ТК РФ, не носили обязательного характера, не зависели от результатов труда работников и не были включены в систему оплаты труда, основаны на материалах дела и нормам материального права не противоречат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2018 г. N Ф07-5390/18 по делу N А13-13405/2017