20 июня 2018 г. |
Дело N А42-3284/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 20.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ковдор-Жилкомсервис" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А42-3284/2017 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ковдор-Жилкомсервис", место нахождения: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1105108000282, ИНН 5104909833 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, место нахождения: 183006, г. Мурманск, ул. Пушкинская, д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348, о взыскании за счет казны Российской Федерации 7 385 562 руб. 03 коп. неосновательного обогащения, составляющего стоимость 3933,15 Гкал тепловой энергии, поставленной в 2013 году в нежилые помещения противорадиационных убежищ (далее - убежища), расположенных в жилых многоквартирных домах г. Ковдора.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал", место нахождения: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1035100038698, ИНН 5104908766 (далее - Тепловодоканал); Администрация Ковдорского района Мурманской области, место нахождения: 184141, Мурманская обл., г. Ковдор, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1025100575554, ИНН 5104001914; Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, место нахождения: 184141, Мурманская обл., г. Ковдор, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1025100575532, ИНН 5104001079; Главное управление МЧС России по Мурманской области, место нахождения: 183053, г. Мурманск, ул. Шаблина, д. 8; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Определением суда от 19.09.2017 произведена замена ответчика на надлежащего - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, пер. Никольский, д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Агентство).
Решением суда от 24.10.2017 (судья Максимец Д.Л.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2018 решение суда от 24.10.2017 отменено, в удовлетворении иска отказано в виду пропуска срока исковой давности.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 12.02.2018, а решение суда первой инстанции от 24.10.2017 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, датой начала течения срока исковой давности по спорному требованию является 27.05.2016 - дата вступления в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2015 по делу N А42-6603/2014, в рамках которого установлено, что спорные помещения являются федеральной собственностью.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление жилым фондом города Ковдора Мурманской области.
Тепловодоканал (ресурсоснабжающая организация) и Общество (управляющая организация) заключили договор теплоснабжения от 01.01.2013 N 26/тс (далее - Договор N 26/тс), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась оказывать управляющей организации услуги по отпуску тепловой энергии в горячей воде через присоединенную сеть, а управляющая организация - принимать и оплачивать тепловую энергию, поставленную в жилой фонд города Ковдора.
Вступившим в законную силу решением суда от 24.12.2015 по делу N А42-6603/2014 с Общества в пользу Тепловодоканала взыскана задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной в 2013 году по Договору N 26/тс, в том числе в нежилые помещения убежищ, расположенные в многоквартирных домах.
Во исполнение названного решения Общество перечислило в пользу Тепловодоканала долг за тепловую энергию, поставленную в 2013 году в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества, в том числе в помещения убежищ.
Указав, что нежилые помещения убежищ являются собственностью Российской Федерации, Общество направило в адрес Агентства претензию с требованием уплатить 7 385 562 руб. 03 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости тепловой энергии, поставленной в 2013 году в эти помещения, расположенные в многоквартирных домах города Ковдора.
Поскольку Агентство отказало в удовлетворении претензии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру и посчитав, что срок исковой давности не пропущен.
Суд апелляционной инстанции, признав требования обоснованными, отказал в удовлетворении иска, сославшись на пропуск срока исковой давности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, предусмотрено, что к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения N 1 к названному постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
На основании пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 3 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях N 1 - 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что спорные помещения убежищ относятся к объектам гражданской обороны. Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело паспортами защитного сооружения гражданской обороны, заверенными органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Ковдорского района, а также установлено вступившим в законную силу решением по делу N А42-6603/2014.
Доказательств списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений в установленном порядке не представлено. Тот факт, что помещения отапливаются, установлен в рамках дела N А42-6603/2014.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорные помещения убежищ относятся к объектам гражданской обороны и являются собственностью Российской Федерации в силу закона. Коль скоро помещения отапливаются, их собственник обязан оплатить стоимость поставленного ресурса.
Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Руководствуясь статьями 196, 200 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок исковой давности в отношении требования ответчика о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости тепловой энергии, поставленной в спорные помещения в 2013 году, не истек. Суд исходил из того, что истец до вступления в законную силу решения арбитражного суда от 24.12.2015 по делу N А42-6603/2014 считал, что защитные сооружения являются общедомовым имуществом многоквартирного дома, и не располагал сведениями о лице, на которое возложена обязанность по оплате стоимости коммунальных услуг, поставляемых в эти помещения. Истец о нарушении своего права со стороны Агентства узнал не ранее 27.05.2016, то есть с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда от 24.12.2015 по делу N А42-6603/2014, в рамках которого установлено, что спорные помещения убежищ относятся к федеральной собственности и, следовательно, Агентство является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Основания для его отмены у апелляционного суда отсутствовали.
Ввиду изложенного постановление апелляционного суда как принятое при неправильном применении норма материального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, подлежит отмене. Решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А42-3284/2017 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2017 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (место нахождения: 109012, Москва, пер. Никольский, д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ковдор-Жилкомсервис" (место нахождения: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1105108000282, ИНН 5104909833) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.