19 июня 2018 г. |
Дело N А66-5493/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И, Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Кухаревой З.В. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 18.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных конструкций" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2017 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-5493/2017,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области, место нахождения: 171983, Тверская обл., Бежецкий р-н, г. Бежецк, Заводская ул., д. 9, ОГРН 1046902009021, ИНН 6906006980 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных конструкций", место нахождения: 171983, Тверская область, Бежецкий район, город Бежецк, поселок Северный, ОГРН 1026901540159, ИНН 6906005344 (далее - Общество) 6111666 руб. 31 коп. недоимки и 68961 руб. 49 коп. пеней по страховым взносам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное), место нахождения: 171988, Тверская обл., Бежецкий р-н, г. Бежецк, пер. Чернышевского, д. 36, ОГРН 1076906000357, ИНН 6906010070 (далее -Управление).
Решением суда первой инстанции от 16.10.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своей позиции Общество ссылается на непредставление заявителем справки от 24.11.2016 N 078С02160053903, обосновывающей заявленные требования. По мнению подателя жалобы, взыскиваемая Инспекцией сумма недоимки по страховым взносам является завышенной и подлежит пересчету. Кроме того, налоговым органом нарушен пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), со счета Общества незаконно списаны 167 031,36 руб. в счет уплаты пени.
Представители Общества и третьего лица в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество, зарегистрированное 07.11.2002 в качестве юридического лица, в силу требований статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, является плательщиком страховых взносов.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2016 года по форме РСВ-1 ПФР сдан Обществом 15.11.2016.
Согласно расчету, общество исчислило к уплате в бюджет 5 681 391 руб. 01 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 69 842 руб. 29 коп. страховых взносов по дополнительному тарифу, 1 360 433 руб. 01 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (оборотная сторона листа 129).
Уплата страховых взносов по данному расчету Обществом не произведена, в связи с чем Управлением составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов и выставлено требование от 24.11.2016 N 078S01160138430 об уплате до 16.12.2016 суммы задолженности по страховым взносам в размере 7 111 666 руб. 31 коп. и начисленных на них пеней в размере 166 299 руб. 92 коп.
Также Управлением Обществу выставлено требование от 30.11.2016 N 078S01160141003 об уплате до 20.12.2016 пеней в размере 69 692 руб. 93 коп., начисленных на сумму задолженности.
Общая сумма задолженности по страховым взносам и начисленных на нее пеней составила 7 347 569 руб. 16 коп., в том числе недоимка по страховым взносам - в общей сумме 7 111 666 руб. 31 коп., пени - 235 992 руб. 85 коп. (166299 руб. 92 коп. + 69 692 руб. 93 коп.).
Неисполнение в добровольном порядке обязанности по уплате начисленных страховых взносов и пеней в установленные в требованиях сроки послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела в связи с частичным погашением задолженности Инспекция уточнила требования и просила взыскать с Общества недоимку по страховым взносам в размере 6 111 666 руб. 31 коп. и пени в размере 68 961 руб. 49 коп.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учтя отсутствие контррасчета Общества о размерах недоимки и пеней, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017.
В настоящее время вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Закона N 250-ФЗ предусмотрена передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности, за исключением сведений о суммах задолженностей, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения в суд и рассмотрения дела по существу полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладала Инспекция, на учете в которой состоит плательщик страховых взносов.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Аналогичные нормы в правоотношениях по уплате налогов и сборов предусмотрены статьями 46, 70 НК РФ.
В частности, как установлено пунктом 3 статьи 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В требовании от 24.11.2016 N 078S01160138430 содержится ссылка на справку от 24.11.2016 N 078С02160053903. Суды первой и апелляционной инстанции указали, что требование от 24.11.2016 выставлено Управлением на основании расчета, который представлен самим плательщиком страховых взносов; сроки предъявления к взысканию недоимки и пени не пропущены.
Учитывая, что требование выставлено Управлением на основании расчета самого плательщика страховых взносов, справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, контррасчет плательщиком страховых взносов не представлен, равно как и не представлено доказательств несоответствия суммы задолженности по страховым взносам, на основании которой произведен расчет пеней, фактической сумме задолженности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии взыскиваемых с Общества сумм недоимки по страховым взносам и пеней по страховым взносам действительной обязанности плательщика страховых взносов перед бюджетным фондом.
Довод Общества о нарушении Инспекцией пункта 5 статьи 75 НК РФ и необоснованном списании (зачете) денежных средств в сумме 167 031 руб. 36 коп. в счет уплаты пеней был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют представленным по делу доказательствам, при рассмотрении дела судами правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А66-5493/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных конструкций" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.