21 июня 2018 г. |
Дело N А56-72213/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга Седовой С.В. (доверенность от 09.01.2018 без номера), от Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Бастраковой Е.Н. (доверенность от 05.01.2018 без номера),
рассмотрев 20.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 (судья Корушова М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 (судьи Лущаев С.В., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) по делу N А56-72213/2017,
установил:
Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52, ОГРН 1027809233132, ИНН 7830002600 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее - Фонд), от 29.05.2017 N 125 об отказе в возврате сумм, излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, об обязании произвести возврат излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 42 773 руб. 42 коп. на расчетный счет Управления.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2018, заявленные Управлением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 08.12.2017 и постановление от 14.03.2018 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы со ссылкой на статьи 49 и 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие доказательств того, что Управление является правопреемником Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Служба), излишне уплатившего страховые взносы.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления - свои возражения на них.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Санкт-Петербургу, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с упразднением Федеральной миграционной службы Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ N 156) и определением в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 данного Указа Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве правопреемника Федеральной миграционной службы, Управлением на основании сводного передаточного акта от 30.12.2016 N 1 (том 1 л.д. 21-38) установлено, что у Службы образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 42 773 руб. 34 коп. по состоянию на 01.01.2016. Данное обстоятельство подтверждалось, в том числе, расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам за календарный 2016 год, который был передан Управлению.
Управление в письме от 17.05.2017 N 22/2048 (том 1 л.д. 7) просило Фонд произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 42 773 руб. 34 коп. на расчетный счет правопреемника.
Фондом принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 29.05.2017 N 125 по причине ликвидации Службы, что следовало из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Не согласившись с вынесенным решением и полагая его незаконным, Управление оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали заявленные Управлением требования не противоречащими Указу Президента РФ N 156 и признали решение Фонда от 29.05.2017 N 125 незаконным, обязав последнего произвести возврат излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 42 773 руб. 42 коп. на расчетный счет Управления как правопреемника Службы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2).
Таким образом, вопросы, связанные с возвратом сумм излишне уплаченных страховых взносов относятся к сфере публично-правовых отношений, которые до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а с 01.01.2017 - Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -НК РФ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Статьей 78 НК РФ определены основания, которые в силу пунктов 6 и 6.1 указанной статьи Кодекса, являются основанием для отказа страхователю в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
В рассматриваемом случае Фонд, отказывая Управлению оспариваемым решением в возврате излишне уплаченных страховых взносов, не привел оснований, в исчерпывающем перечне предусмотренных статьей 78 НК РФ, а исходил лишь из исключения Службы из ЕГРЮЛ в связи с ее ликвидацией.
Между тем Фонд не учел, что упразднение Службы в системе федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ N 156 повлекло передачу ее правомочий и обязанностей Министерству внутренних дел Российской Федерации, которое согласно подпункту "б" пункта 3 Указа определено в качестве правопреемника Федеральной миграционной службы
При этом Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую централизованную систему Министерства внутренних дел России входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Данным Указом также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Пунктами 2, 3, 5 данного Типового положения предусмотрено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что Служба в силу Положения от 02.12.2013 N 618, утвержденного приказом ФМС России являлось территориальным органом Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, правопреемником которой в соответствии с требованиями Указа Президента РФ N 156 является Министерство внутренних дел России, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что права и обязанности Службы в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов перешли к территориальному органу Министерства внутренних дел России по этому же субъекту Российской Федерации, то есть к Управлению..
Поскольку факт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 42 773 руб. 34 коп. подтверждено материалами дела и Фондом не опровергалось, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели оснований для отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А56-72213/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.