21 июня 2018 г. |
Дело N А66-10738/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области Савушкиной Ю.Ю. (доверенность от 12.01.2018) и Никулиной О.А. (доверенность от 30.11.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс" Романова С.Б. (доверенность от 15.09.2016),
рассмотрев 21.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.11.2017 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-10738/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс", место нахождения: 172720, Тверская область, Фировский район, поселок Лесной, ОГРН 1046904000483, ИНН 6945002379 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области, место нахождения: 171158, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Котовского, дом 68, ОГРН 1046904006522, ИНН 6908005886 (далее - Инспекция), от 25.02.2016 N 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 03.03.2016 N 3 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 24.11.2017 и постановление от 27.02.2018 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик документально не подтвердил факт приобретения балансов березовых у обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Пикард М" и "СнабСервис". Как указывает налоговый орган, при отсутствии у Общества товаросопроводительных документов следует признать, что баланс доставлялся неустановленными лицами, спорными контрагентами фактически не выполнялись условия договоров поставки, соответственно, договоры между Обществом и поставщиками носят формальный характер и не подтверждают реальность хозяйственных операций. Подтверждение руководителями поставщиков участие в деятельности ООО "Пикард М", ООО "СнабСервис", осуществление поставок товара в адрес заявителя само по себе, по мнению Инспекции, не означает реальность совершения спорных хозяйственных операций непосредственно организациями, указанными в представленных Обществом документах. В данном случае названные организации не являлись лесозаготовителями, а установленные в рамках мероприятий налогового контроля поставщики второго и третьего звена не обладают необходимыми ресурсами для ведения предпринимательской деятельности в области лесозаготовок.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 20.07.2015 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за I квартал 2015 года, в которой к возмещению из бюджета заявило 2 348 127 руб. налога.
По итогам камеральной налоговой проверки полученной декларации налоговый орган составил акт от 02.11.2015 N 1357 и принял решения от 25.02.2016 N 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 03.03.2016 N 3 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
В соответствии с решением от 25.02.2016 N 15 налоговый орган уменьшил на 1 990 444 руб. НДС, заявленный налогоплательщиком к возмещению из бюджета за I квартал 2015 года.
Решением Инспекции от 03.03.2016 N 3 Обществу отказано в возмещении из бюджета 1 990 444 руб. НДС.
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области решением от 15.06.2016 N 08-11/92 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решения налогового органа.
Общество оспорило решения Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении налогоплательщиком к вычету 1 990 444 руб. НДС по товару, отгруженному на экспорт, который ранее приобретен у ООО "Пикард М", ООО "СнабСервис" в рамках договоров от 14.11.2014 N 14/11/14 и от 15.11.2014 N 15/11/14. По мнению Инспекции, представленная налогоплательщиком первичная документация не подтверждает реальность хозяйственных операций по приобретению товара непосредственно у заявленных контрагентов; отсутствие в комплекте документов Общества товарно-транспортных накладных не свидетельствует о реальном передвижении товара от поставщиков в адрес Общества. Кроме того, в связи с невозможностью установления в ходе мероприятий налогового контроля в цепочке организаций, вовлеченных в сделки купли-продажи, реальных лесозаготовителей либо организаций, осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность, налоговый орган посчитал, что Обществом создан формальный документооборот по операциям с ООО "Пикард М", ООО "СнабСервис".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном этой статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 данного Кодекса.
Согласно положениям статей 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета по НДС при соблюдении следующих условий: товар приобретается для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации; товар принят на учет; представлены счета-фактуры, выставленные продавцом товара, которые оформлены в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Таким образом, для применения налоговых вычетов по НДС при осуществлении операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям; первичные документы, подтверждающие факт приобретения товара, впоследствии реализованного на экспорт; должным образом оформленные счета-фактуры; документы о принятии товара на учет.
По смыслу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган в обоснование применения налоговых вычетов, должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции и иные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, указанных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что первичные документы Общества подтверждают реальность хозяйственной операции по приобретению товара у контрагентов и обоснованность заявления налоговых вычетов по НДС.
Как установлено судами, между Обществом (покупатель) и контрагентами - ООО "СнабСервис", ООО "Пикард М" заключены договоры поставки лесопродукции от 14.11.2014 N 14/11/14, от 15.11.2014 N 15/11/14, по условиям которых поставщики обязались передать покупателю лесопродукцию надлежащего качества в обусловленном договором ассортименте на станции назначения. В соответствии с дополнительными соглашениями поставка товара (баланса березового) осуществляется на условиях FCA станции Торопец, Нелидово, Оленино, Пено, Андреаполь, Торжок, Селижарово Октябрьской железной дороги. В приложениях к договорам предусмотрено, что под условиями FCA понимаются условия поставки, при которых местом передачи лесопродукции от поставщика к покупателю, определяется железнодорожная платформа на станции отправления. При этом погрузка лесопродукции в железнодорожную платформу осуществляется силами поставщика, а оформление железнодорожных документов, оплата всех расходов и сборов, взимаемых на железнодорожной станции отправления, производится за счет покупателя.
В подтверждение поставки заявленными контрагентами товара Общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные. Из указанных документов следует, что ООО "Пикард М" в I квартале 2015 года поставило в адрес Общества лесопродукцию на сумму 3 673 817 руб. 90 коп., включая 560 412 руб. 91 коп. НДС, а ООО "СнабСервис" на сумму 9 154 049 руб. 49 коп., включая 1 430 031 руб. 32 коп. НДС.
В ходе судебного разбирательства суды пришли к выводу, что обстоятельства, которые Инспекция привела в оспариваемых решениях в обоснование вывода об отсутствии реальных хозяйственных операций с поставщиками, с бесспорностью не доказывают отсутствие у Общества права на налоговый вычет по НДС.
Суды отклонили утверждение налогового органа о том, что непредставление Обществом товарно-транспортных накладных свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операциям приобретения товара.
Как установлено судами, представленные Обществом товарные накладные по форме ТОРГ-12 содержат все необходимые сведения и реквизиты, подтверждают факт отгрузки и принятия товара.
Налоговым органом не представлено сведений о том, что фактическая передача товара от поставщиков Обществу не производилась, и первичные документы были подписаны для создания видимости совершения операции. В решении налогового органа не приведены доказательства того, что в действительности операции покупки товара между Обществом и его поставщиками не совершались.
Заявленные Обществом поставщики - ООО "СнабСервис" и ООО "Пикард М" по запросу налогового органа представили документы в подтверждение наличия финансово-хозяйственных операций с Обществом (том дела 4, листы 74, 112), а также документы, свидетельствующие о приобретении проданного Обществу товара у ООО "РегионЛес" и ООО "ТехноСнаб" (поставщики второго звена).
В ходе встречной проверки ООО "РегионЛес" в ответ на требование налогового органа (том дела 4, лист 54) подтвердило поставку товара ООО "Пикард М" и заявило о закупке лесопродукции у ООО "РесурсПро" (поставщик третьего звена). В свою очередь ООО "РесурсПро", представив соответствующие первичные документы (том дела 4, лист 32), указало, что не является производителем товара, приобрело его в IV квартале 2014 года у ООО "ТПК "Авантаж".
ООО "ТехноСнаб" по требованию налогового органа представило первичную документацию о реализации лесопродукции в адрес ООО "СнабСервис" и приобретении этой продукции у ООО "ТПК "Авантаж" (том дела 4, лист 101).
Достоверность представленной участниками сделок купли-продажи древесины первичной документации Инспекцией в ходе проверки не опровергнута. Сведений о том, что вышеуказанные организации своевременно и в полном объеме не сдавали бухгалтерскую и налоговую отчетность и не уплачивали установленные законом налоги и сборы, в решении нет.
Каких-либо претензий к оформлению счетов-фактур, выставленных ООО "СнабСервис", ООО "Пикард М" Обществу по спорным операциям, к порядку их составления и содержанию Инспекция в решениях не отразила.
Обстоятельств, свидетельствующих о подписании первичных документов по хозяйственным операциям с Обществом со стороны ООО "СнабСервис" и ООО "Пикард М" неуполномоченными лицами, в решениях Инспекции не содержится.
Доказательства того, что контрагенты Общества, поставщики второго и третьего звена не отразили в налоговой отчетности совершенные операции, не исчислили НДС с выручки от реализации лесопродукции, в решениях налогового органа не приведены.
В материалах дела имеется налоговая декларация по НДС за I квартал 2015 года (том дела 9, листы 133 - 140), представленная ООО "Пикард М" в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. Согласно указанной декларации к уплате в бюджет ООО "Пикард М" исчислено 652 687 руб. налога.
Налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что контрагент Общества не уплатил в бюджет НДС, отразил реализацию спорных товаров по меньшей стоимости либо имеются иные расхождения в документах о реализации ООО "Пикард М" и приобретении товара Обществом.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СнабСервис" и ООО "Пикард М" являются действующими юридическими лицами, осуществляют оптовую торговлю древесиной. Данных о том, что руководители спорных контрагентов относятся к категории массовых, реальное руководство их деятельностью не осуществляли, в решениях налогового органа не содержится.
В рассматриваемом случае Инспекция в ходе камеральной проверки не установила обстоятельств, указывающих на отсутствие между Обществом и заявленными контрагентами реальных хозяйственных операций и направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
Как следует из оспариваемых решений, Инспекция в подтверждение вывода о неправомерном предъявлении Обществом к вычету НДС сослалась на то, что ООО "РесурсПро" и ООО "ТПК "Авантаж" не поставляли балансы березовые в адрес поставщиков второго звена - ООО "РегионЛес" и ООО "ТехноСнаб", поскольку самостоятельно не осуществляли заготовку древесины, не имели расходов на приобретение баланса березового и не обладали необходимыми ресурсами для ведения реальной экономической деятельности.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно не приняли претензии налогового органа к деятельности поставщиков второго и третьего звена в качестве подтверждения недобросовестности заявителя.
Как правомерно отмечено судами, такие обстоятельства, как неустановление Инспекцией в ходе проверки наличия у поставщиков второго и третьего звена материальных и трудовых ресурсов, платежей за лесопродукцию, расходов, сопутствующих финансово-хозяйственной деятельности, сами по себе не могут свидетельствовать о том, что ООО "СнабСервис" и ООО "Пикард М" не поставляли в адрес Общества товар, а действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают приобретение товара заявленными Обществом контрагентами у ООО "РегионЛес" и ООО "ТехноСнаб".
Полученная налоговым органом от лесничеств Тверской области информация об отсутствии у поставщиков, поставщиков второго и третьего звена разрешений на вырубку леса и заготовку древесины, а также неустановление Инспекцией в ходе камеральной проверки лесозаготовителей древесины, не опровергают реальность операций по приобретению налогоплательщиком товара у ООО "СнабСервис" и ООО "Пикард М" и не доказывают факт формального документооборота по сделкам между Обществом и названными организациями.
Не доказано Инспекцией и наличие обстоятельств, свидетельствующих, что Общество оформило договорные отношения с поставщиками исключительно с намерением создания условий для неосновательного предъявления к вычету спорной суммы НДС без цели ведения реальной хозяйственной деятельности.
При рассмотрении данного конкретного дела таких обстоятельств судами не установлено.
В кассационной жалобе Инспекции также не приведено убедительных доказательств о злоупотреблении Обществом правом на налоговый вычет по НДС.
Приведенные в жалобе доводы, касающиеся доказательственной стороны спора, не могут быть приняты судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов.
Вопрос достоверности, относимости, допустимости и взаимной связи доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, при этом определение данных вопросов не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Все доводы жалобы налогового органа получили полную и объективную оценку судов на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной их оценки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А66-10738/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.