02 июля 2018 г. |
Дело N А21-7909/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гурьевского городского округа на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2017 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-7909/2017,
установил:
Администрация Гурьевского городского округа, место нахождения: 238300, Калининградская обл., Гурьевский р-н, г. Гурьевск, Лесная ул., д. 3А, ОГРН 1023902299442, ИНН 3917000800 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 39:03:010018:4.
Решением от 20.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, поскольку Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрена возможность снятия кадастровым органом по заявлению правообладателя с кадастрового учета объекта недвижимости, имеющего статус "ранее учтенный", данный вопрос может быть разрешен только в судебном порядке; истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в арбитражный суд с иском о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 03.03.2017 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 39:03:010018:4, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, г. Гурьевск, садоводческое некоммерческое товарищество "Янтарь".
Решением Управления Росреестра от 13.06.2017 N 39/17-12081 отказано в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), поскольку земельный участок с кадастровым номером 39:03:010018:4, имеющий статус "ранее учтенный", не является преобразуемым.
Администрация, не оспаривая решение регистрирующего органа об отказе в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в отношении земельного участка не имеется спора о праве, а сохранение в отношении этого участка кадастрового учета нарушает права и законные интересы заявителя, полагая, что в отсутствие предусмотренных законом оснований земельный участок может быть снят с кадастрового учета на основании решения суда.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости, вступившим в силу с 01.01.2017.
Основания для государственного кадастрового учета объектов недвижимости установлены статьей 14 данного Закона. Частью 5 названной статьи определены случаи, когда государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Как установлено судами, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21.05.2007 и в силу части 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости считается ранее учтенным объектом недвижимого имущества.
Ни Законом о кадастре, регулировавшим до 01.01.2017 отношения, связанные с государственным кадастровым учетом недвижимости, ни Законом о регистрации недвижимости не предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, имеющего статус ранее учтенного объекта, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с положениями закона.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ничем не обосновал необходимость снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, не указал, в связи с какими обстоятельствами им поставлен вопрос о снятии земельного участка с кадастрового учета, а также каким образом существованием кадастрового учета данного земельного участка нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации или муниципального образования. Администрация также документально не подтвердила, что цель, которую она преследовала, предъявляя настоящее требование в арбитражный суд, не может быть достигнута иными, внесудебными, способами с использованием предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации недвижимости механизмов.
Судебные акты по другим делам, на которые в подтверждение своей позиции ссылается Администрация в кассационной жалобе, вынесены по результатам рассмотрения споров с иными фактическими обстоятельствами и с применением законодательства, действовавшего в иной период.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А21-7909/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Гурьевского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ни Законом о кадастре, регулировавшим до 01.01.2017 отношения, связанные с государственным кадастровым учетом недвижимости, ни Законом о регистрации недвижимости не предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, имеющего статус ранее учтенного объекта, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с положениями закона.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ничем не обосновал необходимость снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, не указал, в связи с какими обстоятельствами им поставлен вопрос о снятии земельного участка с кадастрового учета, а также каким образом существованием кадастрового учета данного земельного участка нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации или муниципального образования. Администрация также документально не подтвердила, что цель, которую она преследовала, предъявляя настоящее требование в арбитражный суд, не может быть достигнута иными, внесудебными, способами с использованием предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации недвижимости механизмов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2018 г. N Ф07-5720/18 по делу N А21-7909/2017