05 июля 2018 г. |
Дело N А52-3363/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.07.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Плес" Барамонова О.А. (доверенность от 13.04.2018),
рассмотрев 03.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2017 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного суда Псковской области от 02.04.2018 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А52-3363/2017,
установил:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Плес", место нахождения: 180022, город Псков, улица Леона Поземского, дом 125, помещение 1, ОГРН 1116027003432, ИНН 6027135077 (далее - Общество), о взыскании 255 011 руб. 20 коп.
Решением суда первой инстанции от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018, исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационной жалобе.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 14.04.2016 между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором), на основании протокола N 2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 30.03.2016 заключен договор аренды лесного участка N 4-216 (далее - договор), находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, площадью 22 264 га (защитные леса - 5598,2 га, эксплуатационные 16 665,8 га), расположенный на территории Гдовского района Псковской области, КУ "Гдовское лесничество" Черневского участкового лесничества в кварталах: 201-400 с кадастровым номером участка: 60:03:0000000:26; номер по лесному реестру: 85-2009-12.
Договор заключен сроком на 49 лет, зарегистрирован 08.06.2016 в установленном законом порядке.
Арендная плата составляет 8 085 523 руб., в том числе 2 285 436 руб. оплата по договору вносится ежемесячно в размере 1/10 от годовой арендной платы до 15 числа каждого месяца (раздел II "Арендная плата" и приложение N 4 к договору).
В пункте 6 договора содержится условие о том, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (площади) лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы (подпункт к), пункт 10 договора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1350) в 2017 году установлен повышающий коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем размер арендной платы, установленной в договоре, в 2017 году увеличился и составил 8 538 133 руб. 80 коп., из них 2 413 370 руб. в федеральный бюджет, 6 124 763 руб. 80 коп. в бюджет субъекта Российской Федерации.
В адрес ответчика для дальнейшего подписания от 27.04.2017 N пр-05-1778 Комитет направил уведомление о размере арендной платы на 2017 год в виде приложения N 4 к договору.
Письмо получено Обществом 10.05.2017, однако подписанный экземпляр в адрес Комитета направлен не был.
В адрес ответчика 28.06.2017 Комитет направил предупреждение о необходимости исполнения обязательств по внесению арендной платы за N Пр-05-2651, которое ответчик получил 05.07.2017 и оплатил задолженность перед федеральным бюджетом с учетом повышающего коэффициента.
Неисполнение обязанностей в полном объеме перед бюджетом субъекта по договору со стороны Общества послужило основанием для обращения Комитета с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций признали требование Комитета обоснованным как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере (в соответствии с обоснованием истца) определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 422, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 71, 78, 79, 94 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
Как правильно сочли суды, суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления Комитетом арендной платы за 2017 год с применением повышающих коэффициентов (притом что ответчик, возражая против удовлетворения иска, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к задолженности, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат организации и проведению согласно правилам главы 8 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, помимо прочего, проект договора аренды лесного участка (часть 6 статьи 79 ЛК РФ).
В рассматриваемом деле судами установлено, что при проведении Комитетом 30.03.2016 аукциона на право заключения договора аренды лесного участка начальный размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в областной бюджет. По результатам торгов сформирована годовая арендная плата за лесной участок в размере 8 085 523 руб.
Проект договора аренды являлся частью аукционной документации и содержал спорный пункт об изменении платы за единицу объема лесных ресурсов (площади). Данный пункт соответствует редакции пункта примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 во исполнение части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Ввиду изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам арендной платы, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Суды обоснованно сочли, что размер арендной платы установлен при проведении аукциона; часть арендной платы, подлежащая перечислению в бюджет субъекта исчисляется в процентном соотношении; этот процент применяется при расчете арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта, от минимальной арендной платы (на 2017 год с применением повышающего коэффициента).
Расчет Комитетом долга судами проверен, признан верным.
Выводы судов являются законными и обоснованными, отвечают пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской N 1(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А52-3363/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.