05 июля 2018 г. |
Дело N А42-4933/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 05.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2017 (судья Воронцова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 (судьи Савина Е.В., Семиглазов В.А., Смирнова Я.Г.) по делу N А42-4933/2017,
установил:
Акционерное общество "Мончегорская теплосеть", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, Строительная ул., д. 15, ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также с учетом выделения части требований по ходатайству истца в отдельное производство, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, Нагорная ул., д. 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - Общество), о взыскании 88 853 999 руб. 68 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в апреле 2017 года, 7 383 526 руб. 14 коп. законной неустойки, начисленной за период с 26.05.2017 по 13.11.2017, а также законной неустойки, начисленной с 14.11.2017 по дату фактической уплаты долга.
Решением суда от 23.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит изменить вынесенные судебные акты и частично удовлетворить иск.
Как полагает податель жалобы, суды ошибочно не приняли во внимание то обстоятельство, что объем теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в многоквартирных домах, подключенных к открытой системе теплоснабжения, надлежит определять расчетным способом в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика), с учетом массы теплоносителя, израсходованного на горячее водоснабжение, в связи с этим предъявление ко взысканию 15 216 руб. 98 коп. неправомерно. Кроме того, податель жалобы не согласен с определением Компанией подлежащего оплате за спорный период объема тепловой энергии исходя из показаний общедомовых приборов учета, в то время как в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 05.08.2016 N 386-ПП (далее - Постановление N 386-ПП) на территории Мурманской области установлена равномерная оплата коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года. Общество также считает, что судами следовало рассчитать неустойку на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и применить к ее размеру положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Компания является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования город Мончегорск Мурманской области с подведомственной территорией и осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды, в том числе в находящиеся в управлении Общества многоквартирные дома.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2014 по делу N А42-1562/2013, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2015, урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении договора от 18.11.2013 N 354/2013 теплоснабжения и поставки горячей воды (далее - Договор).
По условиям Договора Компания (теплоснабжающая организация) обязалась подавать Обществу (абоненту) тепловую энергию в горячей воде и горячую воду по открытой системе теплоснабжения, а Общество - принимать и оплачивать потребляемые коммунальные ресурсы.
Пунктом 6.5 стороны установили срок оплаты по Договору.
Наличие у Общества задолженности по Договору за апрель 2017 года послужило основанием для начисления ему Компанией законной неустойки и обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом выделения требования в отдельное производство и уточнений иска).
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Компании обоснованными по праву и размеру, удовлетворили иск.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом N 190-ФЗ (далее - Закон N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 190-ФЗ отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются названным Законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
В силу пункта 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
При этом частью 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Кроме того, так как Договором предусмотрена поставка ресурсов для оказания Обществом коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, к отношениям сторон подлежат применению нормы жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Названной нормой также предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее - Правила N 124), в силу подпункта "а" пункта 21 которых объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
При этом подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 предусмотрена формула расчета объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации.
В кассационной жалобе Общество указывает на то, что многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета горячей воды.
При указанных обстоятельствах основания для применения Методики отсутствуют.
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 25(1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 названных Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу названного постановления.
Постановлением N 386-ПП признано утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП, которым был установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.
Суды установили и Общество не оспаривает, что порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению, установленный постановлением от 01.07.2013 N 358-ПП, стороны никогда не использовали для расчетов по Договору.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 42(2) Правил N 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Суды установили, что объем тепловой энергии, подлежащий оплате за спорный период, по многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, Компания определила исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов, а по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета - исходя из показаний таких приборов.
Оспаривая иск по размеру, Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательства, подтверждающие, что стоимость предъявленного ему к оплате объема отпущенной тепловой энергии за спорный период превышает сумму, подлежащую уплате при равномерной оплате коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.
На основании изложенного суды правомерно признали требование Компании о взыскании 88 853 999 руб. 68 коп. задолженности подлежащим удовлетворению.
Установив, что Общество в полном объеме тепловую энергию, потребленную в апреле 2017 года, не оплатило, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика законную неустойку в заявленном истцом размере.
Обязанность Общества уплатить законную неустойку, вопреки утверждению подателя жалобы, предусмотрена пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, а не пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ.
Установив факт просрочки исполнения Обществом обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, суды правомерно взыскали с ответчика неустойку, в том числе по день фактической уплаты долга.
Поскольку каких-либо доказательств в обоснование чрезмерности заявленной ко взысканию неустойки ответчик суду не представил (пункты 71, 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"; далее - Постановление N 7), то суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 72 Постановления N 7, основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся снижение неустойки ниже установленного законом предела или уменьшение неустойки в отсутствие заявления должника в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено, неправильного применения судом апелляционной инстанции статьи 333 ГК РФ не выявлено.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 по делу N А42-4933/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку каких-либо доказательств в обоснование чрезмерности заявленной ко взысканию неустойки ответчик суду не представил (пункты 71, 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"; далее - Постановление N 7), то суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 72 Постановления N 7, основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся снижение неустойки ниже установленного законом предела или уменьшение неустойки в отсутствие заявления должника в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено, неправильного применения судом апелляционной инстанции статьи 333 ГК РФ не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2018 г. N Ф07-5928/18 по делу N А42-4933/2017