10 июля 2018 г. |
Дело N А26-6384/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Судас Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Муезерского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2017 (судья Дружинина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А26-6384/2017,
установил:
Администрация Муезерского городского поселения, место нахождения: 186960, Республика Карелия, пгт Муезерский, ул. Октябрьская, д. 28А ОГРН 1051001871843, ИНН 1019003060 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карелгаз", место нахождения: место нахождения: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Архипова, д. 30 ОГРН 1021000507725, ИНН 1001000598 (далее - Общество), о взыскании 484 648 руб. 77 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие неоплаты фактического пользования подземной резервуарной установкой сжиженного углеводородного газа и газопроводом низкого давления в период с 01.07.2013 по 14.11.2016 ( с учетом уточнения иска).
Решением от 06.12.2017, оставленным без изменения постановление апелляционного суда от 26.03.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 06.12.2017 и постановление апелляционного суда от 26.03.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Общество получало прибыль от реализации газа потребителям д. 4 по Октябрьской ул. по утвержденным ценам, поскольку расходов по содержанию муниципальной газораспределительной установки оно не несло, за ее аренду не платило.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Муезерского районного суда Республики Карелия от 18.08.2015 по делу N 2-214/2015 Администрация приняла в муниципальную собственность подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа, кадастровый номер 10619:0010126:404, газопровод низкого давления протяженностью 93 метра, кадастровый номер 10:19:0010126:403, расположенные по адресу: Республика Карелия, Муезерский р-н, пос. Муезерский, Октябрьская ул.
Общество, являясь специализированной газораспределительной и газоснабжающей организацией, ответственной за предоставление коммунальной услуги по газоснабжению населению Республики Карелия, является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению; обеспечивает газоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Муезерский р-н, пос. Муезерский, Октябрьская ул., д. 44.
Ссылаясь на то, что пользование имуществом должно быть оплачено, Администрация подготовила отчеты об оценке рыночной стоимости права пользования (и владения) на условиях аренды в течение ограниченного срока сооружениями: подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и газопровод низкого давления за период с 01.07.2013 по 18.09.2015, направила ответчику претензию от 14.06.2017 для оплаты фактического пользования за спорный период на основании указанного отчета.
Договоры на право пользования названным газовым оборудованием Общество и Администрация не заключили.
Ссылаясь на то, что в результате бездоговорного пользования объектами муниципальной собственности на стороне Общества возникло неосновательное обогащение, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правоотношения в сфере газоснабжения регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 69-ФЗ газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленными законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
В связи с этим затраты на содержание (эксплуатацию) подземной резервуарной установки и газопровода должны быть возложены на орган местного самоуправления, в границах которого находится указанная групповая подземная установка, предназначенная для снабжения населения сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ).
В силу статей 26 и 27 Закона N 69-ФЗ организации - собственники систем газоснабжения - обязаны обеспечить не дискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 раздела II Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, статье 23 Закона N 69-ФЗ государственному регулированию на территории Российской Федерации в числе прочих подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и розничные цены на газ, реализуемый населению.
Таким образом, реализация газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и использование газораспределительных систем для передачи газа производятся по регулируемым тарифам (ценам).
При рассмотрении суды правомерно исходили из того, что ответчик по отношению к потребителям (гражданам) является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению и должен обеспечить бесперебойную поставку населению коммунального ресурса - СУГ.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что единственным возможным вариантом поставки газа до жителей спорного многоквартирного дома является заполнение сжиженным углеводородным газом подземной резервуарной установки, являющейся муниципальной собственностью.
Газовое оборудование посредством которого ответчик в спорный период осуществлял газоснабжение населения пос. Муезерский, являлось муниципальной собственностью городского поселения, права владения и пользования от имени которого осуществлял истец в силу статей 125 и 215 ГК РФ.
Суды установили, что в спорный период ответчик осуществлял реализацию газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения по установленным тарифам, при расчете которых плата за пользование газовым оборудованием не учитывалась, не предусматривались затраты на аренду (эксплуатацию) групповой подземной установки истца.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истец документально не подтвердил факт возникновения на стороне Общества неосновательного обогащения за счет Администрации. Истец не доказал, что в результате пользования резервуарной установкой и газопроводом ответчик получил какой-либо доход либо сберег денежные суммы, поскольку расходы, связанные с эксплуатацией спорного оборудования в тариф на оказываемые ответчиком услуги не включались и конечными потребителями не оплачивались.
Кроме того, в отсутствие заключенного между Администрацией и Обществом договора аренды резервуарной установки и газопровода неосновательное обогащение не может быть определено исходя из предполагаемой арендной платы.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 по делу N А26-6384/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Муезерского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.