12 июля 2018 г. |
Дело N А66-4641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Ломакина С.А. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 05.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное-Городок" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2017 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 (судьи Моисеева И.Н., Кутузова И.В., Холминов А.А.) по делу N А66-4641/2017,
установил:
Акционерное общество "Транссервисэнерго", место нахождения: 119296, Москва, Ленинский пр., д. 64А, ОГРН 1037700058417, ИНН 7710430593 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Северное-Городок", место нахождения: 172800, Тверская обл., г. Андреаполь, Октябрьская ул., д. 49, ОГРН 1136913001345, ИНН 6917003194 (далее - Компания), о взыскании (с учетом уточнения размера исковых требований) 100 243 руб. 48 коп. долга по оплате электрической энергии, потребленной в октябре - ноябре 2016 года на общедомовые нужды (далее - ОДН), 4316 руб. 14 коп. неустойки, начисленной за период с 22.11.2016 по 21.03.2017 на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), законной неустойки, начисленной за период с 22.03.2017 по дату погашения задолженности.
Определением суда от 04.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Объединенная электросетевая компания", место нахождения: 170008, г. Тверь, пр. Победы, д. 40А, ОГРН 1136952015353, ИНН 6950171566 (далее - ООО "ОЭК").
Решением от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018, исковые требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Компания, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить названные судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении иска.
Как полагает податель жалобы, суды неправомерно взыскали с него задолженность по оплате электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома на ОДН, поскольку исполнителем коммунальных услуг в спорном периоде являлось Общество в связи с отсутствием у сторон заключенного в письменном виде договора энергоснабжения.
Компания также не согласна с выводом судов об обоснованности исковых требований Общества по размеру.
Представители Общества, Компании и ООО "ОЭК", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.10.2014 N 780 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в городах Нелидово, Торопец, Андреаполь и Западная Двина.
Полагая, что между сторонами фактически сложились отношения по поставке электрической энергии в находящиеся в управлении Компании многоквартирные дома в г. Андреаполе Тверской обл. и ее долг по оплате электрической энергии, отпущенной в октябре - ноябре 2016 года на ОДН, составил 100 243 руб. 48 коп., Общество начислило Компании 4316 руб. 14 коп. законной неустойки и обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 157 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом N 35-ФЗ, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" (далее - Информационное письмо N 30), признали требования Общества обоснованными по праву и размеру.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так как поставка электрической энергии осуществлялась для содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, отношения сторон в силу части 1 статьи 4 ЖК РФ регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно, в частности, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 названной статьи на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В данном случае судами установлено и Компанией не опровергнуто, что управление многоквартирными домами, в которые Общество в спорном периоде поставило электрическую энергию на ОДН, осуществляла Компания.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом частью 12 названной статьи (в редакции, действовавшей в спорном периоде) установлено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют в том числе электроснабжение.
Как установлено судами и не оспаривается Компанией, она приступила к управлению многоквартирными домами, в которые Общество поставляло электрическую энергию на ОДН.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подпунктами "д" и "ж" пункта 4 которых предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая коммунальные услуги, в том числе осуществлением управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с представленным Компанией в дело договором управления она приняла на себя обязанность содержать общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, выполнять текущий ремонт этого имущества и оказывать собственникам помещений коммунальные услуги.
В силу пункта 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования в том числе общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Довод Компании о том, что собственники помещений в многоквартирных домах перечисляли плату за электрическую энергию, в том числе отпущенную на ОДН, непосредственно Обществу, не свидетельствует об отсутствии у Компании в спорном периоде обязанности по оплате поставленного в многоквартирный дом ресурса.
Как предусматривалось частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорном периоде, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Однако такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что отсутствие у сторон заключенного в письменной форме договора ресурсоснабжения само по себе не свидетельствует о наделении Общества статусом исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 Информационного письма N 30 отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пунктам 40 и 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено пунктом 46 Правил N 354, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 названных Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.
Судами установлено, что объем потребленной на ОДН электроэнергии истец определил по показаниям общедомовых приборов учета и сведений об объеме электрической энергии, отпущенном во все жилые и нежилые помещения.
Доказательства принятия общими собраниями собственников помещений решений о распределении сверхнормативного объема потребления электрической энергии на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого такого помещения в дело не представлены.
В обоснование иска по размеру Обществом представлены ведомости электропотребления, подписанные представителем ООО "ОЭК", реестры по каждому дому с указанием начального и конечного показаний прибора учета за спорный период, а также предоставленные потребителями показания индивидуальных приборов учета.
При рассмотрении спора суды исходили из того, что Компания, оспаривая иск по размеру, не представила доказательства, опровергающие представленные Обществом сведения об объеме потребленной электрической энергии.
Ссылаясь в кассационной жалобе на необоснованность иска по размеру, Компания не указала, каким имеющимся в деле доказательствам противоречат выводы судов.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Поскольку кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебные расходы на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на Компанию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А66-4641/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное-Городок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
Н.Е. Судас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.