03 августа 2018 г. |
Дело N А56-103493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Светловой Е.Н. (доверенность от 28.12.2017), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Петрова А.Р. (доверенность от 26.12.2017), от Федерального агентства морского и речного транспорта Меньшикова И.А. (доверенность от 19.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Пряхина Ю.В.) по делу N А56-103493/2017,
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 39146 кв. м, с кадастровым номером 78:15:0008246:1004, по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, уч. 104 (рядом с д. 22, лит. Щ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербурга".
Решением суда первой инстанции от 19.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.2018 иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
С кассационной жалобой на указанные решение и постановление обратилось не привлеченное к участию в деле Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), которое считает, что обжалуемые судебные акты приняты о его правах и обязанностях, как органа уполномоченного управлять федеральным имуществом в морских портах.
В судебном заседании представители Управления Росимущества и Росморречфлота поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 24.07.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по Санкт-Петербургу в отношении земельного участка площадью 39146 кв. м, с кадастровым N 78:15:0008246:1004, по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 104, (у дома 22, литера Щ) (далее - Земельный участок), зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации послужили постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1), статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 08.11.2007 (далее - Закон N 261-ФЗ, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что земельный участок входит в границы территории морского порта "Большой порт Санкт-Петербург", установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1225-р. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - водный транспорт.
В отношении земельного участка между Комитетом и акционерным обществом "Морской порт Санкт-Петербург" заключен договор аренды от 18.12.2009 N 05/ЗК-05094 для использования под открытый склад без права возведения капитальных сооружений.
Комитет обратился в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано без надлежащих правовых оснований, поскольку данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) от имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
В соответствии со статьей 30 Закона N 261-ФЗ управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве морского и речного флота", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (в действующей редакции) (далее - Положение N 371) Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с пунктом 5.3.11 Положения N 371, Росморречфлот организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Росморречфлот наделен полномочиями, в частности: по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).1); решений о резервировании земель (подпункт 5.4(1).2); решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению такой документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 5.4(1).3); заключению договоров о выкупе земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, находящихся на выкупаемых земельных участках, в федеральную собственность, а также заключению с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества договоров, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).4); предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).5); принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации (подпункт 5.4(1).6); решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).7); обращению от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, а также права собственности Российской Федерации на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (подпункт 5.4(2)).
Таким образом, Росморречфлот является органом, уполномоченным выступать от имени Российской Федерации как собственника земельных участков и иного федерального имущества, расположенных на территории морского порта.
Следовательно, именно этот орган является надлежащим ответчиком по предъявленному Комитетом иску. Обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях Росморречфлота, не привлеченного к участию в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит разрешить вопрос о замене ненадлежащего ответчика в порядке, предусмотренном статьей 47 АПК РФ; полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела с учетом доводов Росморречфлота; принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу N А56-103493/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.