23 августа 2018 г. |
Дело N А13-13616/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
рассмотрев 23.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.02.2018 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А13-13616/2017,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Виленский переулок, дом 15, литера Б, ОГРН 1027810270553, ИНН 7812024833 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Отделение фонда), от 20.06.2017 N 176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и N 136 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отделение фонда, ссылаясь на неправильное применение судами норм части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), просит отменить решение от 26.02.2018 и постановление от 11.05.2018 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения. По мнению подателя жалобы, суммы премий работникам к государственным праздничным датам подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку произведены в рамках трудовых отношений. Как полагает Отделение фонда, объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений независимо от оснований их выплаты (трудовой договор, коллективный договор или иной локальный нормативный акт) и характера этих выплат (единовременная, постоянная, социальная).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От Учреждения в суд кассационной инстанции 15.08.2018 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделением фонда была проведена выездная проверка филиала Учреждения - Череповецкого района водных путей и судоходства за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. По итогам проверки Отделением фонда составлены акты от 12.05.2017 N 2838н/с, 2824 и приняты решения от 20.06.2017 N 176 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и N 136 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Отделения фонда от 20.06.2017 N 136 Учреждение привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 44 215 руб. 14 коп., ему начислены пени в размере 13 588 руб. 12 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в налоговые органы в размере 317 616 руб. 60 коп.
Решением Отделения фонда от 20.06.2017 N 176 Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 1223 руб. 04 коп. штрафа, ему начислены пени в сумме 688 руб. 31 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 22 265 руб. 60 коп.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод Отделения фонда о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 111 136 800 руб. и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 10 952 300 руб. по причине неучета премий, выплаченных работникам в 2015 - 2016 годах к праздничным датам - Дню защитника отечества, Международному женскому дню, празднику Весны и Труда, Дню народного единства и Новому году. Как указало Отделение фонда, в статье 9 Закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Закона N 125-ФЗ приведен исчерпывающий перечень законодательно установленных и не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам; суммы премий работникам в связи с государственными праздниками в данном перечне не поименованы.
Не согласившись с решениями Отделения фонда, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, статей 15, 16, 40, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых решений Отделения фонда.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Законом N 212-ФЗ в 2015 - 2016 годах были урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а Законом N 125-ФЗ регулируются отношения, связанные и исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Положениями части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, к объекту обложения страховыми взносами относятся выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как верно указали суды, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорные выплаты производились на основании коллективного договора на 2013 - 2016 годы и коллективного договора на 2016 - 2019 годы, в пунктов 6.4.3 которых указано, что Учреждение вправе по согласованию с профкомом ППО структурного подразделения ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в пределах ПФХД в части источников от приносящей доход деятельности оказывать материальную помощь работникам и пенсионерам - ветеранам отрасли в связи с государственными и профессиональными праздниками.
Судами правильно отмечено, что в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся по своей правовой природе стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Отделением фонда документально не опровергнуто, что спорные премии являются выплатами социального характера, определенными коллективным договором, не обусловлены квалификацией работников, сложностью, качеством, количеством и условиями выполнения работы, а, следовательно, не являются стимулирующими. Не опровергнуто Отделением фонда и то, что спорные выплаты не гарантированы трудовым договором, не носят систематический характер, не зависят от трудовых успехов работников и не являются вознаграждением работника за исполнение трудовых обязанностей.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что премии к государственным праздничным датам не являлись объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов в проверяемом периоде.
Выводы судов соответствуют правовым позициям, выраженным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952.
Иное толкование Отделением фонда норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, приведенное в жалобе, выводы судов, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергает.
Все обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены ими правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу N А13-13616/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.