21 августа 2018 г. |
Дело N А44-7189/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А44-7189/2017 (судьи Потеева А.В., Алимова Е.А., Кутузова И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива", место нахождения: 173003, Новгородская обл., Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 5/1, ОГРН 1075321002525, ИНН 5321116380 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области, местонахождение: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1065321096070 (далее - Комиссия) и Правительству Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1065321096070, ИНН 5321053652 (далее - Правительство), о признании незаконным протокола Комиссии от 20.07.2017 N 7 по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области на 2017 год в части выделения для Общества объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, и возложения на Комиссию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в трехнедельный срок корректирующих изменений в оспариваемый акт, с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в Обществе за период с 2013-2015 годов в количестве 668 случаев.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета споры, привлечены Департамент здравоохранения Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 463, ОГРН 1025300805166, ИНН 5321028960 (в настоящее время - Министерство здравоохранения Новгородской области, далее - Министерство здравоохранения), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области, место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 12, корп. 1, ОГРН 1025300804088, ИНН 5321028840 (далее - Фонд).
Решением от 05.12.2017 суд первой инстанции признал незаконным решение Комиссии, изложенное в протоколе от 20.07.2017 N 7 в части выделения плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, для Общества с 01.08.2017 в количестве 22 случаев, обязал Комиссию в установленном законом порядке устранить допущенные права и законные интересы Общества путем внесения корректирующих изменений в протокол от 20.07.2017 N 7 в части выделения с 01.08.2017 плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, для Общества с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в Обществе в 2015 году.
Постановлением апелляционного суда от 10.04.2018 решение от 05.12.2017 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 10.04.2018 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
По мнению Общества, апелляционный суд не учел, что в 2016 году и в январе-июле 2017 года оно не оказывало населению медицинскую помощь в условиях дневного стационара в результате действий самой Комиссии, которая ошибочно полагала, что Общество не имеет лицензии на оказание данного вида медицинской помощи. Комиссия при принятии оспариваемого решения о выделении для Общества объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара в количестве 22 случаев на пять месяцев (август-декабрь 2017 года), не учла ни одного из законодательно установленных критериев при распределении таких объемов. Заявитель в 2015 году оказал медицинскую помощь 1600 застрахованным гражданам, что соответствует как возможностям медицинского учреждения, так и потребностям граждан, которые обращались к нему за оказанием медицинской помощи. Комиссия не учла фактическое и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными за период 2015 года.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.06.2017 по делу N А44-2620/2017, решение Комиссии от 27.01.2017 (протокол N 1) признано незаконным в части невыделения на 2017 год для Общества объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара. Суд обязал Комиссию принять решение о распределении объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара для Общества, с учетом положений пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в течение 21 дня со дня принятия решения судом по настоящему делу.
В целях исполнения решения суда Комиссия 20.07.2017 приняла решение, оформленное протоколом от 20.07.2017 N 7, о выделении Обществу с 01.08.2017 плановых объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара в количестве 22 случаев.
Не согласившись с указанным решением Комиссии в части количества случаев выделения Обществу объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара в 2017 году и считая, что расчет объемов медицинской помощи следовало производить исходя из количества 668 случаев фактического потребления медицинской помощи населением в Обществе за период с 2013-2015 годов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление и в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов обязал Комиссию внести корректирующие изменения в решение, оформленное протоколом от 20.07.2017 N 1, в части выделения с 01.08.2017 для Общества плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в условий стационара, с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в Обществе в 2015 году.
Суд апелляционной инстанции отменил решение и отказал в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ, Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование (ОМС) - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей названного Закона к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы (пункт 1). Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС (пункт 5).
Статьей 20 Закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Апелляционный суд установил, что Общество имеет лицензию от 27.02.2014 N ЛО-53-01-000694 на осуществление медицинской деятельности, в том числе при оказании первичной доврачебной, первичной врачебной, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по направлениям, указанным в приложении N 1 к лицензии.
Общество включено в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Новгородской области в 2017 году.
Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 43 утверждена "Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Согласно приложению N 1 к названной программе Общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы, в том числе территориальной программы ОМС.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), приложением 1 к которым является Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Положение о комиссии).
Согласно пункту 8 Положения о комиссии комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
При разработке территориальной программы комиссией учитываются стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта Российской Федерации, транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 6 Положения о комиссии).
В целях разработки проекта территориальной программы на заседаниях комиссия, в том числе рассматривает предложения о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций (подпункт 7 пункта 6 Положения о комиссии).
Критерии, подлежащие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, приведены также в пункте 123 Правил ОМС, постановлении Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В силу пункта 123 Правил ОМС при определении объема предоставления медицинской помощи в числе вышеназванных показателей учитываются возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов; возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат (подпункты 9 и 10).
Исходя из пунктов 5 и 15 Положения о комиссии, пункта 123 Правил ОМС объемы медицинской помощи устанавливаются страховым медицинским организациям решением комиссии на год с поквартальной разбивкой. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Одновременно предусмотрена возможность последующей оперативной корректировки объемов медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, при условии их необходимости и обоснованности, для чего при комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе.
При рассмотрении дела апелляционный суд правомерно исходил из того, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями. Соответственно решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к конкретной медицинской организации.
Апелляционный суд установил, что при выделении Обществу объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара с 01.08.2017 в количестве 22 случаев Комиссия приняла во внимание, что объемы медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2017 год, полностью распределены между медицинскими организациями области в начале финансового года. В связи с этим корректировка объемов в целях включения Общества в программу ОМС возможна только путем уменьшения ранее рассчитанных объемов для других медицинских организаций на основе представленных ими сведений об фактически оказанных медицинских услугах в рамках ОМС.
В 2016 году Общество не оказывало услуги в условиях дневного стационара, последний период оказания таких услуг - 2015 год. Сведений о фактически оказанных услугах за январь - июль 2017 года Общество не представило. В связи с этим Комиссия произвела расчет объемов оказания медицинской помощи в зависимости от выполненных объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях по факту 2016 года, поскольку оказание медицинской помощи в условиях стационара производится, в основном, после посещения пациентом амбулаторного приема медицинской организации. Комиссия приняла решение о выделении Обществу с 01.08.2017 объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара в количестве 22 случаев с одновременным их уменьшением в том же объеме для ГОБУЗ "Центральная городская клиническая больница".
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что конкретная формула расчета объемов медицинской помощи, включаемых в территориальную программу ОМС, законодательно не определена; приведенная методика не противоречит требованиям законодательства, является мотивированной, учитывает принцип сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, а также показатели, применимые к конкретной медицинской организации.
Апелляционный суд обоснованно указал, что оспариваемым решением Комиссии не нарушены права и законные интересы Общества, поскольку при превышении плановых объемов медицинской помощи медицинская организация вправе обратиться в Комиссию для их корректировки, представив сведения о фактически оказанных услугах (пункты 123, 126, 127 Правил ОМС, пункт 5 Положения о комиссии). В этом случае оплата фактических расходов может производиться из нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС (пункт 112.2 Правил ОМС).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания незаконным решения Комиссии, оформленного протоколом от 20.07.2017 N 7, отсутствуют и правомерно отказал в удовлетворении заявления, отменив при этом решение суда первой инстанции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда и не свидетельствуют о неправильной оценке апелляционным судом имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А44-7189/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.