31 августа 2018 г. |
Дело N А56-73120/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга Седовой С.В. (доверенность от 09.01.2018 N 27-12-51/5), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер N 11" Коваленко О.Н. (доверенность от 20.08.2018 N 34),
рассмотрев 29.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2018 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2018 (судьи Дмитриева И.А., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-73120/2017,
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер N 11", место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 1, ОГРН 1037843038133, ИНН 7825053486 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее - Управление), от 22.06.2017 N 202S19170063329, 202S19170063358, 202S19170063364, 202S19170063383, 202S19170063397 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2018 заявленные Учреждением требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемые решения Управления признаны недействительными. Кроме того, с Управления в пользу Учреждения взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 23.04.2018 решение суда первой инстанции от 26.02.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 26.02.2018 и постановление от 23.04.2018 и принять новый судебный акт, которым отказать Учреждению в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц и впоследствии, уже по истечении установленного срока, представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были, то применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), не может быть признано неправомерным. Также Управление отмечает, что дополняющая форма СЗВ-М была подана Учреждением с нарушением срока.
В письменных пояснениях Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая содержащиеся в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждением в апреле 2017 года представлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М за отчетные периоды (август - декабрь 2016 года) по типу "дополняющие".
Управлением с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М в отношении Учреждения проведена камеральная проверка, по результатам которой составлены акты от 03.05.2017 о нарушении Учреждением предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, которые не были отражены в первоначальных сведениях в отношении 2 застрахованных лиц - за август 2016 года, в отношении 4 застрахованных лиц - за сентябрь 2016 года, в отношении 15 застрахованных лиц - за октябрь 2016 года, в отношении 9 застрахованных лиц - за ноябрь 2016 года, в отношении 6 застрахованных лиц - за декабрь 2016 года.
По мнению Управления, вследствие данного нарушения Учреждение представило в пенсионный фонд неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за указанные периоды в установленный срок.
По результатам рассмотрения актов проверки Управлением 22.06.2017 с учетом возражений Учреждения приняты решения N 202S19170063329, 202S19170063358, 202S19170063364, 202S19170063383, 202S19170063397 о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде наложения штрафов в размере 3 000 руб., 4 500 руб., 7 500 руб., 2 000 руб., 1 000 руб. соответственно.
Посчитав решения Управления незаконными и нарушающими права Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Учреждения обоснованными и удовлетворили заявление, исходя из того, что самостоятельное выявление обществом ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, которую общество откорректировало путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за спорные периоды, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилия, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М за август - декабрь 2016 года Учреждение представило в установленный срок.
Сведения по типу "дополняющая" за август - декабрь 2016 года в отношении застрахованных лиц Учреждение представило 06.04.2017.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных сведений Учреждением не допущено.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемые решения Управления незаконными и удовлетворили заявленные Учреждением требования.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2018 по делу N А56-73120/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.