03 сентября 2018 г. |
Дело N А66-10530/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 29.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-10530/2017,
установил:
Управление Федерального казначейства по Тверской области, место нахождения: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 53, лит. А, ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери Тверской области (межрайонное), место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696 (правопредшественника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации города Твери и Калининском районе Тверской области, далее - Фонд), от 16.05.2017 N 078S19170006853 (далее - решение) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 03.10.2017 (судья Бачкина Е.А.) заявленные требования Управления удовлетворены в полном объеме: оспариваемое решение Фонда признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 28.04.2018 решение суда первой инстанции от 03.10.2017 отменено. В удовлетворении требований Управлению отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 28.04.2018 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.10.2017, принятое по настоящему делу.
Как указывает податель жалобы, суд апелляционной инстанции ошибочно признал, что направление Управлением в Фонд сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за август 2016 года в отношении сотрудника, на которого первоначально в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), сведения не предоставлялись, свидетельствует об обоснованном привлечении его к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Управление считает, что поскольку ошибка в исходных сведениях в отношении сотрудника, на которого сведения ранее не подавались, выявлена и исправлена им самостоятельно, страхователь подлежит освобождению от ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления от 28.04.2018 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 02.09.2016 представлены сведения о 454 застрахованных лицах по форме СВЗ-М за 2016 года по типу "исходные".
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, Управление 07.11.2016 направило в адрес Фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за август 2016 года в отношении еще одного застрахованного лица.
Фондом в отношении Управления с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 31.03.2017 N 078S18170006109 о нарушении Управлением предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, которые не были отражены в первоначальных за август 2016 года.
По мнению Фонда, Управление представило неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за указанный период в установленный срок.
По результатам рассмотрения акта проверки Фондом 16.05.2017 с учетом возражений Управления принято решение о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде наложения штрафа в размере 500 руб.
Посчитав решение Фонда незаконными и нарушающими права Управления, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), а также на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", удовлетворил заявленные Управлением требования, указав на то, что основания для привлечения страхователя к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ у Фонда отсутствовали, поскольку заявитель самостоятельно выявил и устранил неполноту (недостоверность) изначально направленных сведений, представив корректирующие сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" до даты выявления нарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что оснований для признания недействительным оспариваемого решения не имеется, поскольку представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованного лица, в отношении которого в установленные сроки не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" свидетельствует о неполноте и недостоверности исходных сведений, что указывает на наличие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Фонд является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание установленное судом первой инстанции обстоятельство, что заявителем самостоятельно выявлено отсутствие в представленном первоначально отчете по форме СЗВ-М за август 2016 года сведений об одном сотруднике и в целях устранения допущенной ошибки в Фонд 07.11.2016 направлены сведения по типу "дополняющая" за август 2016 года в отношении одного застрахованного лица.
При этом как верно указал суд первой инстанции предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года Управлением представило в установленный срок; неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных сведений Управлением не допущено.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за указанный период, что позволяет не применять к Управлению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Фонда незаконными и удовлетворил заявленные Управлением требования.
При этом суд первой инстанции, признавая недействительными оспариваемое решение Фонда, правомерно учел тот факт, что Управление самостоятельно выявило ошибку и устранило их путем направления в Фонд дополняющей формы СЗВ-М, что является основанием для неприменения к страхователю финансовых санкций.
В этой связи у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции, руководствуясь частями 1 и 2 статьи 288 АПК РФ, считает постановление апелляционного суда от 28.04.2018 подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 03.10.2017, принятого по данному делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суда Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А66-10530/2017 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Тверской области от 03.10.2017, принятое по настоящему делу.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери Тверской области (межрайонное), место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696, в пользу Управления Федерального казначейства по Тверской области, место нахождения: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 53, лит. А, ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199, 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.