03 сентября 2018 г. |
Дело N А13-19089/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2018 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А13-19089/2017,
установил:
Акционерное общество "Северсталь Канаты", место нахождения: 162610, Вологодская обл., г. Череповец, ул. 50-летия Октября, д. 1/33, ОГРН 1143528011000, ИНН 3528219741 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), от 31.08.2017 N 195.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает судебные акты необоснованными в части признания недействительным решения Фонда о доначислении страховых взносов в размере 1388 руб. 22 коп. на сумму не принятых к зачету расходов, доначисления страховых взносов в размере 53 руб. 98 коп. на сумму расходов, произведенных за счет средств работодателя с нарушением закона, а также доначисления страховых взносов в размере 136 177 руб. 48 коп. на суммы, не превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов за расчетный период у данного страхователя. Фонд настаивает на том, что судами были неверно истолкованы нормы части 1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в проверенные отчетные периоды.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена выездная проверка акционерного общества "Редаэлли ССМ" по вопросу правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.10.2014 по 31.12.2016.
В ходе проведения проверки Фондом установлено, что акционерное общество "Редаэлли ССМ" переименовано в АО "Северсталь Канаты".
По результатам проверки Фондом составлен акт от 28.07.2017 N 2839 и принято решение от 31.08.2017 N 195 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод Фонда о том, что в нарушение требований статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ Обществом занижена база для начисления страховых взносов на общую сумму 4 804 413 руб. 84 коп., в том числе на:
- 58 907 руб. 48 коп. - оплата дополнительных выходных дней, предоставленных в 2014 году работникам для ухода за детьми инвалидами;
- 47 869 руб. 55 коп. - выплаты, которые не относятся к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов (расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
- 1861 руб. 44 коп. - выплаты, которые не относятся к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов (расходы за счет средств работодателя, произведенные с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
- 4 695 775 руб. 37 коп. - сумма, превышающая предельную величину базы для начисления страховых взносов за расчетный период работников Общества.
Также названным решением Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 27 526 руб. 91 коп. и ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 139 328 руб., пени в сумме 31 560 руб. 55 коп.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) определяет обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В настоящем деле Фондом установлены нарушения в расходовании Обществом средств социального страхования на сумму 47 869 руб. 55 коп. - выплата пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не начисления Обществом страховых взносов на указанные суммы выплат работникам.
Общество в заявлении, поданном в суд первой инстанции, не оспаривало факт ошибок при исчислении и выплате излишне уплаченных сумм. Вместе с тем Общество настаивало на том, указанные выплаты не могут включаться в базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с позицией Общества, Фонд в ходе рассмотрения дела указывал, что пособия, произведенные за счет средств работодателя с нарушением законодательства, лишаются статуса пособий, подлежащих освобождению от обложения страховыми взносами, указанные денежные суммы также подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. В данном случае такие выплаты составили 1861 руб. 44 коп.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в проверяемые периоды, предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрены перечни выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с указанным Законом.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнство перечислены законодателем в части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ в части права на непринятие к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 184), пунктом 10 которых предусмотрено, что расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
При таких обстоятельствах расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет непринятие таких расходов к зачету. Страховщик вправе требовать восстановить указанную сумму, но указанные обстоятельства не свидетельствуют о занижение облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могут начисляться страховые взносы.
При этом отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Фонд в своей кассационной жалобе, как и ранее при рассмотрении дела ссылается на то, что непринятые к зачету расходы на выплату пособий утрачивают статус пособий, выплаченных в соответствии с законодательством, и перестают быть выплатами, освобождаемыми от обложения страховыми взносами, и становятся объектом обложения страховыми взносами в общем порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 этого Закона установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии со статьей 8 вышеуказанного Закона пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Таким образом, право застрахованного лица получать соответствующие пособия по социальному страхованию в случае наступления временной нетрудоспособности, иного страхового случая за счет средств фонда гарантировано действующим законодательством.
В связи с этим из смысла названных норм следует, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются для работодателя обязательными социальными выплатами; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством принимаются к зачету в случае, если имел место страховой случай и данный факт подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
И если данные суммы выплачены по неправильно оформленным документам или с иным нарушением, статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается.
В случае, если расходы произведены с нарушением законодательства, или документально не подтверждены, страховщик вправе лишь не принимать такие расходы к зачету в счет уплаты страховых взносов по тому виду обязательного страхования, за счет страховых взносов по которому они были выплачены (статья 11 Закона N 165-ФЗ).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В связи с отсутствием оснований для включения спорных выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у Фонда не имелось правовых оснований для доначисления страховых взносов, пеней и штрафа по эпизоду не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий, выплаченных за счет средств работодателя.
По эпизоду доначисления страховых взносов на сумму, превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов за расчетный период работников Общества (4 695 775 руб. 37 коп.), суд кассационной инстанции считает следующее.
Как следует из кассационной жалобы Фонда, правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов не предусмотрено.
Между тем данные довод был подробно исследован судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Согласно пункту 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В пунктах 1, 2 статьи 10 названного Закона установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
При этом особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
Частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Из пунктов 4, 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается на 2014 год в сумме, не превышающей 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Материалами дела подтверждается, что акционерное общество "Редаэлли ССМ" создано 01.10.2014 путем реорганизации открытого акционерного общества (далее - ОАО "Северсталь-Метиз") в форме выделения.
Работники ОАО "Северсталь-Метиз" переведены в филиал "Волгоградский", являющийся структурным подразделением акционерного общества "Редаэлли ССМ".
Следовательно, к акционерному обществу "Редаэлли ССМ" перешли в порядке правопреемства те права и обязанности, которые имело реорганизуемое ОАО "Северсталь-Метиз", в части обязательств по уплате страховых взносов в отношении переведенных работников.
В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (часть 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 8 упомянутого Закона база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 этого же Закона признается календарный год.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что Общество должно было исчислять взносы в отношении физических лиц, являвшихся сотрудниками ОАО "Северсталь-Метиз" и оформивших впоследствии трудовые отношения с акционерным обществом "Редаэлли ССМ", с учетом всех начислений, произведенных его правопредшественником.
При таких обстоятельствах позиция Фонда о том, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления взносов обоснованно отклонена судами.
В связи с тем, что после реорганизации в форме выделения нового общества трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и ее правопреемником были продолжены, Общество как правопреемник ОАО "Северсталь-Метиз" при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников с начала года реорганизованной организацией, то есть определять предельную величину базы для начисления страховых взносов, предусмотренную частями 4, 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ.
Судами также учтено, что в силу статьи 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации в указанных формах не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, для определения облагаемой базы по страховым взносам определяющее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками. При реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя. После реорганизации трудовые отношения Общества с его работниками не прекращены.
Так как расчетный период для плательщика взносов в течение календарного года, когда осуществлена реорганизация, является непрерывным, исчисление правопреемником базы должно проводиться нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных реорганизованным юридическим лицом.
Выводы судов корреспондируют правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 13584/07, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2013 N ВАС-14361/13.
При данных обстоятельствах следует согласиться с тем, что требования в указанной части судами правомерно удовлетворены.
Доводы кассационной жалобы Фонда повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие Фонда с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2018 и постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу N А13-19089/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.