05 сентября 2018 г. |
Дело N А56-100242/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Спиридонова Д.Ю. (доверенность от 22.01.2018 N 01-33-24/18-0-0), Полуниной П.А. (доверенность от 22.01.2018 N 01-33-25/18-0-0), от общества с ограниченной ответственностью "Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды" Ходачук Н.И. (доверенность от 09.01.2018 N 002/18), Козловой С.П. (протокол общего собрания от 22.04.2016 N 03/16),
рассмотрев 29.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2018 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 (судьи Юрков И.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-100242/2017,
установил:
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1127847621110, ИНН 7838482852 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 4/2, ОГРН 1027801535035, ИНН 7802160690 (далее - Общество), 3 000 000 руб. субсидии и 93 390 руб. 41 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.07.2017 по 27.11.2017.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты. Не оспаривая наличие у ответчика по состоянию на 30.06.2017 временной правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, Комитет считает, что Обществом не были соблюдены условия предоставления субсидий, поскольку решение о выдаче Обществу патента на изобретение было принято Федеральной службой по интеллектуальной собственности только 03.07.2017, и данный документ отсутствовал в составе документов об отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска продукции за 2016 год (по сроку предоставления - 30.06.2017). Кроме того, Комитет обращает внимание на изданное им распоряжение от 05.10.2017 N 254-р об исключении Общества из числа получателей субсидий, которое не было оспорено ответчиком.
В судебном заседании представители Комитета поддержали приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители Общества просили решение от 05.03.2018 и постановление от 11.05.2018 оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Комитета от 16.12.2015 N 338-р между сторонами заключен договор от 18.12.2015 N 13 (далее - Договор) о предоставлении Обществу в 2015 году 3 000 000 руб. субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ.
Условиями Договора предусмотрено, что Общество представляет в Комитет ежегодно в срок не позднее 30.06.2016 и 30.06.2017 отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции за 2015 и 2016 годы с приложением, в том числе копий документов (патентов, свидетельств, приказов о признании "ноу-хау"), подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пояснительной записки (в произвольной форме), обосновывающей техническую взаимосвязь охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и выпускаемой и (или) реализуемой продукции, заверенных подписью руководителя уполномоченного лица и печатью организации (при ее наличии) в срок не позднее 30.06.2017 (пункт 8.1). Комитет в течение 20 рабочих дней с даты регистрации поступления отчетов о коммерциализации осуществляет проверку и в случае выявления факта невыпуска и нереализации продукции по итогам работ в срок не позднее 31.12.2016 направляет Обществу уведомление о возврате субсидий в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления (пункт 8.3). Субсидии подлежат возврату Обществом в бюджет Санкт-Петербурга до 31.12.2016 (пункт 8.4). В случае если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга в сроки, установленные пунктом 8.3 Договора, они подлежат взысканию в бюджет Санкт-Петербурга Комитетом в судебном порядке (пункт 8.6).
В соответствии с указанными условиями Договора Общество 23.06.2017 представило в Комитет отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции за 2016 год.
По результатам анализа указанной отчетности Комитет пришел к выводу об отсутствии документов, подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и письмом от 20.07.2017 N 01-13-1105/17-0-1 потребовал от ответчика возврата субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение пяти дней с момента получения уведомления.
В связи с тем, что предоставленная Обществу субсидия не была возвращена в бюджет Санкт-Петербурга, Комитет обратился в арбитражный суд с требованием о ее принудительном взыскании.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что Обществом были соблюдены условия Договора и у Комитета отсутствовали основания требовать возврата предоставленной субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий в 2015 году на проведение мероприятий по реализации подпрограммы "Инновационное развитие Санкт-Петербурга" государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2015 N 620 (далее - Порядок N 620).
В соответствии с пунктом 11 упомянутого Порядка N 620 предоставление субсидий осуществляется в соответствии с договором, заключаемым между Комитетом и получателем субсидий, в котором должен быть предусмотрен, в том числе порядок возврата в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий средств субсидий в случае установления Комитетом и (или) Комитетом государственного финансового контроля по итогам проверок нарушения условий в соответствии с пунктами 13, 14, 15, 19, 20 и 21 настоящего Порядка.
Применительно к рассматриваемому случаю пунктом 19 Порядка N 620 предусмотрено, что субсидии, предоставленные организациям, осуществляющим проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ и не осуществившим в 2016 году выпуска и (или) реализации продукции по итогам работ, подлежат возврату в 2017 году получателями субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Аналогичное основание (невыпуск и нереализация продукции по итогам работ) для возврата субсидии предусмотрено пунктом 8.3 Договора.
Как следует из положений пункта 4 Порядка N 620 и пункта 1.2 Договора для организаций, осуществляющих проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ и не осуществляющих на дату подачи заявления о предоставлении субсидий выпуска и (или) реализации продукции по итогам работ, условиями предоставления субсидии является, в том числе согласие получателя субсидии на ежегодное предоставление в Комитет в 2015 и 2016 годах отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции (соответствующее согласие Общества от 27.11.2015 N 285 предоставлено в Комитет).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что в установленный срок Общество представило в Комитет отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции за 2016 год. В составе данной отчетности Обществом были представлены документы, подтверждающие в 2016 году выпуск и реализацию продукции по итогам работ (договоры, заключенные с хозяйствующими субъектами, товарные накладные, счета-фактуры и платежные поручения). Факт выпуска и реализации продукции по итогам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признан Комитетом.
Основанием для вывода о несоблюдении Обществом условий предоставления субсидии послужило отсутствие в составе документов об отчетности коммерциализации результатов работ документов, подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Однако вместе с названной отчетностью Обществом были представлены документы, свидетельствующие о подаче заявления на выдачу патента Российской Федерации на изобретение "Железнодорожный карликовый светофор", зарегистрированное Федеральной службой по интеллектуальной собственности 10.11.2015 вх. N 074224 (рег. N 2015148254), с приложением заявки на изобретение, в которой указана формула изобретения, а также дата публикации заявки - 22.05.2017.
Согласно пункту 1 статьи 1392 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изобретению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, со дня публикации сведений о заявке (пункт 1 статьи 1385 ГК РФ) до даты публикации сведений о выдаче патента (статья 1394 ГК РФ) предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения, но не более чем в объеме, определяемом формулой, содержащейся в решении указанного федерального органа о выдаче патента на изобретение.
Следовательно, как справедливо отмечено судами, на дату получения указанной отчетности (23.06.2017) Комитет располагал сведениями о наличии у Общества правовой (временной) охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности). Более того, на дату предъявления требований по настоящему делу Комитет располагал достоверными сведениями о принятом Федеральной службой по интеллектуальной собственности решении от 03.07.2017 о выдаче Обществу патента на изобретение по заявке от 10.11.2015 N 2015148254/11 (074224).
Кроме того, следует отметить, что такое основание как отсутствие решения компетентного органа о выдаче патента на изобретение, созданного при выполнении субсидируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не поименовано ни в Порядке N 620, ни в Договоре в качестве такового для возврата субсидий в бюджет Санкт-Петербурга. Как указывалось выше, согласно пункту 19 Порядка N 620 и пункту 8.3 Договора основанием для возврата субсидий является выявление факта невыпуска и нереализации продукции по итогам работ в срок не позднее 31.12.2016.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что основания для возврата предоставленной Комитетом Обществу субсидии не наступили.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу N А56-100242/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.