10 сентября 2018 г. |
Дело N А42-2696/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии при участии от Комитета по развитию городского хозяйства администрации закрытого административно-территориального образования г. Североморск Бальон В.Д. (доверенность от 25.05.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз", общества с ограниченной ответственностью "УК "Авиагородок", общества с ограниченной ответственностью "УК "Североморскгрупп", общества с ограниченной ответственностью "УК "Корабельная" Смирнова В.А. (доверенность от 23.07.2018),
рассмотрев 04.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2017 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Юрков И.В.) по делу N А42-2696/2017,
установил:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) г. Североморск, место нахождения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4, ОГРН 1065110013870, ИНН 5110001359 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, место нахождения: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление), от 15.02.2017 по делу N 07-03/16-18. Заявление принято к производству суда с присвоением делу N А42-2696/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Североморскжилкомхоз", место нахождения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Душенова, д. 8, оф. 11, ОГРН 1135110000563, ИНН 5110004416 (с 13.06.2018 - ООО "УК "Корабельная"), "Североморскжилкомхоз", место нахождения: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Флотских Строителей, д. 8, ОГРН 1135110000520, ИНН 5110004455, "Североморскжилкомхоз", место нахождения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 8, лит. "А", ОГРН 1135110000541, ИНН 5110004430 (с 13.06.2018 - ООО "УК "Авиагородок"), "Североморскжилкомхоз", 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сафонова, д. 6, ОГРН 1135110000497, ИНН 5110004487 (с 13.06.2018 - ООО "УК "Североморскгрупп"), "Североморскжилкомхоз", место нахождения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, Советская ул., д. 29А, ОГРН 1065110013550, ИНН 5110001310, "Доброе дело", место нахождения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, Советская ул., д. 21А, ОГРН 1155110010186, ИНН 5110005265.
ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004455, 5110004430, 5110004487, 5110004416) обратились в Арбитражный суд Мурманской области с заявлениями об оспаривании решения и предписания Управления от 15.02.2017 по делу N 07-03/16-18. Заявления приняты к производству суда с присвоением делам номеров А42-3602/2017, А42-3603/2017, А42-3604/2017, А42-3561/2017 соответственно.
В указанных делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены в том числе администрация ЗАТО г. Североморск, место нахождения: 184604, Мурманская об., г. Североморск, ул. Ломоносова, дом 4, ОГРН 1025100713098, ИНН 5110120236 (далее - Администрация), и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403 (далее - Комитет по тарифному регулированию).
Определением суда от 28.06.2017 дела N А42-2686/2017, А42-3602/2017, А42-3603/2017, А42-3604/2017, А42-3561/2017 объединены для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен номер А42-2696/2017. Данным определением ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004416, 5110004455, 5110004430, 5110004487) исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечены в качестве созаявителей.
В ходе рассмотрения дела заявители уточнили требования: Комитет просил признать решение Управления недействительным в части пунктов 2 и 3, ООО "Североморскжилкомхоз" - в части пунктов 2, 3 и 4, а предписание антимонопольного органа - в полном объеме. Уточнения приняты судом.
Решением от 28.11.2017, оставленным без изменения постановлением от 27.03.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты.
По мнению подателя жалобы, совокупность доказательств подтверждает, что имело место заключение заявителями антиконкурентного соглашения. Управление указывает, что суды, ограничившись доводом об отсутствии прямых доказательств наличия между заявителями сговора о заключении антиконкурентного соглашения, не дали оценки совокупности косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий. Между тем вывод о заключении заявителями антиконкурентного соглашения с целью выхода группы компаний "Североморскжилкомхоз" на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования (далее - МО) ЗАТО г. Североморск сделан с учетом анализа поэтапных действий Комитета и группы компаний "Североморскжилкомхоз", с учетом времени, места совершения, участия в конкурсах и их результативности.
Кроме того, Управление ссылается на необоснованный отказ апелляционного суда в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу, которые, по мнению подателя жалобы, подтверждают злоупотребление представителем Комитета своими служебными полномочиями, что выразилось в непроведении расчета тарифа на содержание и ремонт жилых помещений и в использовании тарифа, предоставленного группой компаний ООО "Североморскжилкомхоз".
В отзывах заявители, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление и ООО "Доброе дело" направили возражения на отзывы заявителей.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2018 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 15.08.2018.
Определением председателя суда от 15.08.2018 ввиду болезни судьи Мунтян Л.Б. и нахождением в отпуске судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О. произведена замена состава суда (судьи Соколова С.В., Кудин А.Г., Савицкая И.Г.); рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 04.09.2018.
В судебном заседании 04.09.2018 рассмотрение кассационной жалобы продолжено тем же составом суда с участием представителей ООО "Североморскжилкомхоз", ООО "УК "Авиагородок", ООО "УК "Североморскгрупп", ООО "УК "Корабельная", Комитета, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители Управления и ООО "Доброе дело", извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших от Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области материалов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в результате заключения Комитетом и группой компаний ООО "Североморскжилкомхоз" антиконкурентного соглашения на этапе подготовки открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО г. Североморск Управление 28.10.2016 в отношении указанных лиц возбудило антимонопольное дело N 07-03/16-18.
По результатам его рассмотрения Управление 15.02.2017 вынесло решение, которым признало Комитет, ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004416, 5110004455, 5110004430, 5110004487) нарушившими пункты 1 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), что выразилось в заключении устного антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к необоснованному росту размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск, а также к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарный рынок по управлению многоквартирными домами в границах МО ЗАТО г. Североморск (пункт 2 решения).
Во исполнение пункта 3 данного решения заявителям выданы предписания о прекращении нарушений пунктов 1 и 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
В пункте 4 резолютивной части решения Управления указано на передачу материалов дела N 07-03/16-18 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с пунктами 2, 3 и 4 решения и предписаниями Управления, Комитет и ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004416, 5110004455, 5110004430, 5110004487) обратились в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управление установило, что с 2008 года обслуживание многоквартирных домов, расположенных в ЗАТО г. Североморск, осуществляло ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110001310) на основании договоров на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенных 24.03.2008 с собственниками помещений данных домов.
По состоянию на 01.05.2015 ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110001310), не получив лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, фактически продолжало осуществлять обслуживание многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск, способ управления в которых не выбран, до момента выбора управляющей организации по результатам проведения конкурсов (до конца 2015 года). При этом по состоянию на 01.06.2015 ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110001310) обслуживало 341 многоквартирный дом.
Управление установило, что Комитет, обладая информацией об обслуживании домов ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110001310), не имеющим лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об отсутствии выбора способа управления этими домами, длительное время не организовывал проведения торгов.
Только с 17.04.2015 Комитетом были проведены конкурсы по отбору управляющей организации с целью управления многоквартирными домами.
Управление в действиях Комитета установило нарушения Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
Проанализировав действия Комитета в ходе проведения конкурсов, Управление посчитало, что группа компаний ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004455, 5110004430, 5110004416, 5110004487) как участники конкурсов и в последующем организации, с которыми по результатам проведенных конкурсов заключены договоры управления многоквартирными домами, и Комитет, выступающий в качестве организатора конкурсов, заключили устное антиконкурентное соглашение с целью выхода группы компаний ООО "Североморскжилкомхоз" на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах МО ЗАТО г. Североморск.
Указанные действия квалифицированы Управлением как заключение заявителями устного антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к необоснованному росту размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск и к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 данной статьи); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
В соответствии со статьей 4 Закона N 135-ФЗ соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав на отсутствие в материалах дела прямых доказательств наличия сговора между заявителями о заключении антиконкурентного соглашения, пришли к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Комитета и группы компаний ООО "Североморскжилкомхоз" нарушений пунктов 1 и 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Суд кассационной инстанции признает данные выводы судов ошибочными.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, возможная связь того и другого соглашения имеет правовое значение при оценке не столько состава их участников, сколько при оценке существа соглашений, истинных целей их участников, ожидаемой результативности, прямых и косвенных доказательств наличия таких соглашений, взаимодействия одних субъектов с другими (влияния одних на других) ввиду хронологии (последовательности) значимых событий (фактов).
Именно на наличие косвенных доказательств, которые сами по себе являются законными, но в совокупности свидетельствуют о направленности действий Комитета и группы компаний "Североморскжилкомхоз" на выход на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами с целью получения финансовой выгоды, обращает внимание Управление в своем решении, отзывах на заявления и в апелляционной жалобе.
Так, Управление указало на следующие обстоятельства.
Комитет при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в нарушение Правил N 75 не обосновал указанную в конкурсной документации расчетную стоимость каждой из обязательных и дополнительных работ.
Между тем пунктом 41 раздела V Правил N 75 предусмотрено, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя в том числе
- перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, по форме согласно приложению N 2;
- перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги.
Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги (подпункт 4 (1) данного пункта).
Таким образом, в соответствии с нормами пункта 41 Правил N 75 для проведения конкурсных процедур и последующего заключения договоров управления многоквартирных домой необходимо проведение расчета стоимости каждой из обязательных и дополнительных работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "Североморскжилкомхоз" при проведении конкурсов не представило сметного обоснования цены выполнения работ, отразив в конкурсной документации только размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - 30,98 руб. 98 коп. В тоже время ООО "Доброе дело", предложив стоимость работ и услуг в сумме 1 119 213 руб. и 1 119 221 руб., представило сметное обоснование таких цен.
Представитель Комитета как собственник муниципального имущества голосовал против выбора ООО "Доброе дело" в качестве управляющей организации, несмотря на то что данное общество предложило наименьший размер платы за содержание и ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов (23,44 руб./кв.м). В то же время при проведении собственниками жилых помещений данных многоквартирных домов общих собраний по выбору в качестве управляющей организации ООО "Североморскжилкомхоз" Комитет голосовал за выбор данных компаний, несмотря на то что плата за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома была предложена в размере 30,98 руб./кв.м (ул. Душенова, д. 11; ул. Сгибнева, д. 14; ул. Ломоносова, д. 10 и 13) и 35,84 руб./кв.м (Полярная ул., д. 7-9, ул. Чабаненко, д. 1).
Суды указанные обстоятельства не учли, а также не исследовали их в совокупности с иными обстоятельствами, установленными Управлением, а именно:
- ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110001310) с 2008 года и до момента выбора управляющей организации по результатам проведения конкурсов осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в отсутствие соответствующей лицензии;
- группа компаний "Североморскжилкомхоз" создана одним учредителем (Гурылевым Александром Геннадьевичем), а руководство их деятельностью осуществляло одно лицо (Рязанова Любовь Леонидовна);
- основной объем жилищного фонда по состоянию на 15.07.2015 находился в управлении группы компаний ООО "Североморскжилкомхоз", занимающей на рынке 98,32%.
Комитет - организатор конкурсов - указал в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без сметного обоснования данного расчета.
Судам надлежало, приняв во внимание наличие в 2015 году на территории МО ЗАТО г. Североморск иных организаций (ООО "Главное управление жилищным фондом", акционерное общество "Славянка"), имевших лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установить, не привело ли это к ограничению в доступе на товарный рынок по управлению многоквартирными домами иных хозяйствующих субъектов, не входящих в группу компаний ООО "Североморскжилкомхоз".
Суды не дали оценки доводам Управления о том, что им были рассмотрены и признаны обоснованными жалобы ООО "Доброе дело" на действия Комитета при проведении в 2015 году конкурсов по отбору управляющей компании, в действиях Комитета установлены факты нарушений Правил N 75, в результате которых ООО "Доброе дело" было не допущено к участию в конкурсах; директору ООО "Доброе дело" устно было рекомендовано больше в конкурсах не участвовать, а сосредоточиться на проведении общих собраний многоквартирных домов.
Таким образом, при рассмотрении дела суды приняли оспариваемые судебные акты, не оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения части 2 статьи 71 АПК РФ, что привело к неполному выяснению фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Суды оставили без внимания то обстоятельство, что в рассматриваемом случае необходимо при вынесении судебных актов не только оценивать установленные Управлением доказательства по отдельности, но и исследовать их в совокупности и взаимосвязи с иными, в том числе косвенными доказательствами.
На основании изложенного следует признать, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств и существенных для правильного рассмотрения спора доказательств, что в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает самостоятельным правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
При новом рассмотрении дела судам в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи и на основании их правовой оценки вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А42-2696/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.