11 сентября 2018 г. |
Дело N А05-13331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Басаладзе Л.Т. (доверенность от 18.12.2017), от акционерного общества "Котласский АБЗ" Болтушкиной И.А. (доверенность от 24.08.2018),
рассмотрев 06.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.01.2018 (судья Сметанин К.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 (судьи Зорина Ю.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-13331/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Н. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Котласский АБЗ", место нахождения: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, Первомайская ул., д. 6, ОГРН 1112904000208, ИНН 2904022957 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 08.07.2016 N 6-101 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а именно изложить пункт 9.5 договора в предложенной им редакции.
Решением от 04.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2018, разногласия урегулированы, пункт 9.5 исключен из проекта договора от 08.07.2016 N 6-101.
В кассационной жалобе Дорога, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение и постановление; принять новый судебный акт.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования не может быть определена соглашением сторон; суды не применили подлежащие применению положения статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), которыми установлено взимание спорной платы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Дороги поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Общество является владельцем пути необщего пользования на основании договора, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Автодом".
Общество обратилось к Дороге с заявлением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Ядриха Северной железной дороги.
Дорога направила Обществу проект договора от 08.07.2016 N 6-101 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, включив пункт 9.5, которым устанавливается обязанность владельца пути уплачивать перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 0,534 км, используемым при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов по ставкам, утвержденным протоколом заседания правления Дороги от 23.12.2015 N 50.
Общество подписало договор с протоком разногласий, в котором предложило исключить из договора пункт 9.5.
Поскольку стороны не урегулировали названные разногласия, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исключили пункт 9.5 из текста договора.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 58 Устава (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Вместе с тем решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2 и 2.7.13 Тарифного руководства N 3 признаны недействующими в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
В силу части 3 статьи 58 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Вместе с тем часть 3 статьи 58 Устава в новой редакции не устанавливает порядок расчета платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Соответствующие изменения в Тарифное руководство N 3 в части определения сбора, включающего в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не внесены.
По смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования - как составляющие сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, - не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о невозможности согласования спорного пункта договора, предусматривающего ежемесячную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, рассчитанную Дорогой самостоятельно, и исключении его из договора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы, а решение и постановление считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.01.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу N А05-13331/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 58 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Вместе с тем часть 3 статьи 58 Устава в новой редакции не устанавливает порядок расчета платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Соответствующие изменения в Тарифное руководство N 3 в части определения сбора, включающего в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не внесены.
По смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования - как составляющие сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, - не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2018 г. N Ф07-9311/18 по делу N А05-13331/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9606/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17
11.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9311/18
03.05.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1460/18
04.01.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17