Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2019 г. N 307-ЭС18-22127 по делу N А05-13331/2017 Суд направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, поскольку применение принятых перевозчиком в одностороннем порядке правил определения платы в отсутствие волеизъявления (согласия) другой стороны договора является недопустимым как противоречащее принципам равенства, автономной воли и свободы договора

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ОАО "РЖД" в рамках спора с архангельской компанией просило суд включить в договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования пункт о том, что плата за его использование должна считаться по ставке, утвержденной правлением. Суды решили, что это внутренний документ, не имеющий силу нормативного акта, и с учетом монопольного положения РЖД его нельзя использовать при расчете. В иске было отказано, но Верховный Суд РФ отправил дело на пересмотр.

Перевозчик не может в одностороннем порядке применять правила определения платы при несогласии контрагента. Это противоречит принципам равенства, свободы договора. Но суды не учли, что УЖТ позволяет перевозчику взимать с владельцев других путей плату за работу его локомотива и за использование его пути. Но при этом у его нет права на одностороннее изменение цены. Стороны устанавливают размер платы по соглашению, а при разногласиях - в суде.

При новом рассмотрении суд также учтет, что помимо ответчика, спорный путь используют еще две организации, однако внесение платы за его использование истец возлагает только на ответчика, что недопустимо без исследования договорных связей этих лиц и без учета справедливого распределения расходов по содержанию ж/д пути.