10 сентября 2018 г. |
Дело N А13-19518/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от мэрии города Череповца Марковой Е.В. (доверенность от 25.12.2017), от Комитета по управлению имущество города Череповца Марковой Е.В. (доверенность от 05.02.2018), Сараевой А.И. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев 03.09.2018 в открытом судебном заседании кассационные жалобы мэрии города Череповца и Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.03.2018 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А13-19518/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПроЦентр", место нахождения: 162626, Вологодская обл., г. Череповец, Ленинградская ул., д. 27, кв. 73, ОГРН 1163525100804, ИНН 3528264487 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета по управлению имуществом города Череповца (место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 4а, ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860 (далее - Комитет), об отказе в размещении нестационарных объектов, изложенных в письмах от 20.10.2017 N 08-01-35-5/2751 и от 25.10.2017 N 08-01-35-5/2789.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены мэрия города Череповца, место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 2, ОГРН 1023501268053, ИНН 3528009720 (далее - Мэрия), Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15.03.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Комитет и Мэрия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят решение от 15.03.2018 и постановление от 13.06.2018 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества.
Суды, по мнению подателей жалоб, не учли, что испрашиваемые Обществом земельные участки относятся к числу земель общего пользования, на которых органы местного самоуправления муниципального образования "Город Череповец" реализуют вопросы местного значения.
Комитет и Мэрия указывают, что постановлением Правительства Вологодской области от 29.12.2015 N 1208 не регламентирован порядок определения территорий мест общего пользования для размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, поэтому Комитет не имел возможности принять решения по существу заявлений Общества.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета и Мэрии поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Иные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 29.09.2017 обратилось в Комитет с заявлением о выдаче решения о размещении следующих объектов: "сезонные аттракционы", "пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки", "спортивные и детские площадки" на части земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401009:2349 на пл. Металлургов в г. Череповец и на части земельного участка с кадастровым номером 35:21:0203012:241 на пл. Химиков в г. Череповец с целью оказания услуг населению в период с 01.11.2017 по 01.11.2018.
Аналогичное заявление с комплектом документов Общество направило в Комитет 05.10.2017.
Письмами от 20.10.2017 N 08-01-35-5/2751 и от 25.10.2017 N 08-01-35-5/2789 Комитет уведомил Общество об отказе в размещении объектов на означенных участках, указав в качестве основания принятого решения на расположение земельных участков в границах территорий общего пользования.
Ссылаясь на то, что названные решения Комитета не соответствуют нормам земельного законодательства, нарушают права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1208), признали требования Общества обоснованными и удовлетворили их.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, приведенные в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: это несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ Постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в который включены, в том числе, следующие объекты: сезонные аттракционы (пункт 24), пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки (пункт 25), спортивные и детские площадки (пункт 26).
Постановлением N 1208 утверждены Порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Согласно пункту 9 Порядка в размещении объекта может быть отказано, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 названного Порядка; в заявлении указаны объекты, не отнесенные к видам объектов, установленных Перечнем, в том числе к объектам, для размещения которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с постановлением Правительства области от 16.04.2012 N 348 "Об утверждении перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется"; земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; утверждены схема земельного участка или проект межевания территории; объявлен аукцион или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Суды, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ и пунктами 24, 25 и 26 Перечня, пришли к обоснованному выводу, что размещение объектов, указанных Обществом в заявлении от 27.09.2017, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суды установили, что части земельных участков, указанные в заявлении Общества, на протяжении ряда лет используются для размещения различных нестационарных объектов, в том числе, для размещения аттракционов и проката спортивного инвентаря.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что к заявлениям Общества были приложены все необходимые документы, в том числе схемы размещения объектов на конкретных земельных участках с соответствующими координатами, а Комитет не доказал наличия предусмотренных Порядком оснований для отказа в выдаче решений о размещении на земельных участках объектов, указанных в заявлениях Общества, в связи с чем удовлетворили требования заявителя.
Доводы подателей жалоб об отсутствии оснований для принятия решений о размещении спорных объектов ввиду отсутствия в Постановлении N 1208 положений, закрепляющих порядок определения мест размещения объектов, предусмотренных Перечнем, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку такое основание для отказа в принятии решения о размещении объектов, указанных в Перечне, не предусмотрено Порядком.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.03.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по делу N А13-19518/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы мэрии города Череповца и Комитета по управлению имуществом города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ Постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в который включены, в том числе, следующие объекты: сезонные аттракционы (пункт 24), пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки (пункт 25), спортивные и детские площадки (пункт 26).
...
Суды, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ и пунктами 24, 25 и 26 Перечня, пришли к обоснованному выводу, что размещение объектов, указанных Обществом в заявлении от 27.09.2017, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2018 г. N Ф07-9779/18 по делу N А13-19518/2017