17 сентября 2018 г. |
Дело N А26-13684/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
рассмотрев 17.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Карелиянефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2018 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А26-13684/2017,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), место нахождения: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лыжная ул. (Кукковка р-н), д. 2-Б, ОГРН 1161001054070, ИНН 1001309749 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с акционерного общества "Карелиянефтепродукт", место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 6, ОГРН 1021000509650, ИНН 1001011293 (далее - Общество), 2 500 руб. финансовых санкций.
Решением суда от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, Обществом были своевременно исправлены неполные сведения, к Обществу не подлежат применению финансовые санкции.
Представители сторон в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.11.2016 Обществом Управлению представлены за октябрь 2016 года, а 05.12.2016 - за ноябрь 2016 года в отношении застрахованных лиц сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1196 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 27-ФЗ).
В связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных сведениях Управление 03.04.2017 направило Обществу уведомление об их устранении в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, документ отправлен по электронной почте.
Обществом 19.04.2017 в отношении 2 застрахованных лиц за октябрь 2016 года и в отношении 3 застрахованных лиц за ноябрь 2016 года были дополнительно представлены сведения по форме "дополняющая" СЗВ-М.
По результатам проверки Управление составило акт от 26.05.2017 N 009S18170002822 и вынесло решение от 05.07.2017 N 009S19170003393 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 2 500 руб. штрафа.
Управление выставило требование N 009S01170670340 об уплате до 28.08.2017 начисленного решением N 009S19170003393 штрафа.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что дополнительно представленные Обществом сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года и ноябрь 2016 года в отношении 5 застрахованных лиц не были отражены в первоначальных сведениях за эти периоды, пришел к выводу о представлении Обществом неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за октябрь 2016 года и ноябрь 2016 года в установленный срок, признал правомерным привлечение Общества к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд) сведения в отношении застрахованных лиц.
В силу пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В материалах дела имеется уведомление Управления об устранении ошибок от 03.04.2017, где установлен 5-дневный срок для исправления ошибок, извещение о доставке Обществу данного уведомления 14.04.2017. Уточнения направлены Обществом 19.04.2017, то есть в пределах пятидневного срока, предусмотренного пунктом 39 Инструкции.
Следовательно, к Обществу финансовые санкции не применяются в силу положений пункта 39 Инструкции.
При таких обстоятельствах заявленное Управлением требование не подлежало удовлетворению, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является неверным.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А26-13684/2017 отменить.
Заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (ОГРН 1161001054070; ИНН 1001309749) в пользу акционерного общества "Карелиянефтепродукт" (ОГРН 1021000509650; ИНН 1001011293) расходы по уплате 3000 руб. государственной пошлины по делу.
Возвратить акционерному обществу "Карелиянефтепродукт" (ОГРН 1021000509650; ИНН 1001011293) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 30.08.2018 N 40481.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.