26 сентября 2018 г. |
Дело N А66-14143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. (доверенность от 09.01.2018), от министерство финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 24.10.2017),
рассмотрев 20.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.02.2018 (судья Погосян Л.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Зорина Ю.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-14143/2017,
установил:
Акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания", место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая пл., д. 1А, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, место нахождения 170008, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее - Министерство), о взыскании 306 122 руб. 40 коп. в возмещение убытков, возникших в результате предоставления в 2014 году 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов Тверской области, министерство транспорта Тверской области, Управление Федерального казначейства по Тверской области, правительство Тверской области.
Решением от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неприменение судами подлежащих применению императивных норм, а именно части 5 статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ", просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленного требования.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство, правительство Тверской области и министерство Финансов Тверской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Министерства и министерства Финансов Тверской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Общество с 15.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Общество (перевозчик) и Министерство (заказчик) 17.03.2014 заключили договор N 4 о компенсации расходов в связи с предоставлением в 2014 году учащимся льготного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области, согласно условиям которого перевозчик на возмездной основе осуществляет перевозки учащихся и студентов из числа лиц, указанных в приложении N 1 к договору, железнодорожным транспортом пригородного сообщения по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с приложением N 2 к договору.
Согласно пункту 1.2 договора заказчик поручает, а перевозчик обязуется обеспечить с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014 перевозку железнодорожным транспортом пригородного сообщения на участках Московской и Октябрьской железной дороги по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с приложением N 2, при оплате проезда на территории Тверской области, на основании льготного проездного билета учащихся и студентов из числа лиц, указанных в приложении N 1.
Цена договора определяется на основании фактических расходов перевозчика и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 N 142-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в сумме 600 000 руб. (пункт 1.4 договора).
В 2014 года Общество осуществило перевозку пассажиров железнодорожным транспортном в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской и Тверской областей по маршрутам Москва - Савелово, Ржев - Вязьма.
По данным Общества в 2014 году оно оформило с учетом 50% скидки проездных документов на 906 122 руб. 40 коп. По договору от 17.03.2014 N 4 Общество получило в счет компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда 600 000 руб.
По расчету Общества сумма некомпенсированных потерь перевозчика за вычетом полученной суммы составила 306 122 руб. 40 коп., требование об оплате которой было 10.07.2016 направлено Министерству письмом от 05.07.2017.
Письмом от 18.07.2017 ответчик отказал в возмещении выпадающих доходов.
Сославшись на не полное возмещение заказчиком потерь в доходах перевозчика, Общество обратился в арбитражный суд с иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренный ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате в том числе принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Субъект Российской Федерации Тверская область 18.04.2012 приняла Постановление администрации Тверской области N 175-пп "Об установлении на территории Тверской области льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении". Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения устанавливается учащимся и студентам в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Тверской области, на период с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что компенсация потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с предоставлением меры социальной поддержки, указанной в разделе 1 настоящего Порядка, осуществляется за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Тверской области в виде субсидий, в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 N 142-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Положения указанного пункта соответствуют нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила N 1163).
Правилами N 1163 предусмотрено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства. Субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год, Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 Правил N 1163, на основании заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта соглашения (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.
Статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Тверской области к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 Бюджетного кодекса) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела льгота по тарифам на проезд обучающихся была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации. При установлении таких льгот субъекты Российской Федерации руководствуются нормами вышеизложенного законодательства, определяя средства на возмещение потерь в доходах перевозчиков исходя из собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Учитывая изложенное, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Тверская область.
Согласно пункту 7 Порядка компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
17.03.2014 Общество и Министерство заключили договор N 4 оказания услуг по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2014 году.
В соответствии с пунктом 1.4 договора от 17.03.2014 N 4 его цена определяется с учетом фактических расходов перевозчика и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с законом Тверской области.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Принимая во внимание, выполнение Тверской областью в полном объеме обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренного договором от 17.03.2014 N 4, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А66-14143/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.