26 сентября 2018 г. |
Дело N А56-42873/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от публичного акционерного общества "Тепловые сети" Родионовой Е.А. (доверенность от 02.10.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Партнер-СВ" Иванова А.В. (доверенность от 01.06.2018),
рассмотрев 26.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-СВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2018 (судья Геворкян Д.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-42873/2016,
установил:
Публичное акционерное общество "Тепловые сети", место нахождения: Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Гагарина, д. 1, ОГРН 1064712011539, ИНН 4712040346 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-СВ", место нахождения: Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Суворова, д. 35, ОГРН 1054700435580, ИНН 4712022403 (далее - Общество), о взыскании 5 693 135 руб. 16 коп. задолженности по договору теплоснабжения от 10.12.2012 N 2 (далее - Договор) за период с января 2014 по апрель 2016 года (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 06.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2017, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.2017 решение от 06.11.2016 и постановление от 16.03.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении определением от 15.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК).
Решением суда от 28.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2018, с Общества в пользу Компании взыскано 5 517 300 руб. 77 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела и не учли, что управляющей организации не могут быть выставлены требования больше, чем населению к оплате ресурса. По мнению подателя жалобы, взыскивая плату за тепловую энергию, отпущенную на нужды отопления, Компания требует оплатить тепловую энергию, поставленную на нужды горячего водоснабжения.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика пояснил, что оспаривает судебные акты лишь в части взыскания 2 526 093 руб. 22 коп. стоимости тепловой энергии, израсходованной на нужды горячего водоснабжения. С остальной взысканной суммой Общество не спорит, так как она составляет задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды отопления.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы о необходимости отмены судебных актов в части, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компанией (теплоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) заключен Договор, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать коммунальные ресурсы на объекты теплоснабжения, а абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию. Абонент приобретает коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 6.3 Договора количество тепловой энергии определяется по показаниям общедомовых приборов учета.
В соответствии с пунктом 8.2 Договора стоимость отпущенной тепловой энергии определяется за каждый расчетный месяц из действующих тарифов на тепловую энергию и расчетного объема тепловой энергии.
В обоснование исковых требований Компания ссылалась на то, что тепловая энергия, поставленная на нужды горячего водоснабжения исходя из данных приборов учета в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых Обществом, населению полностью не предъявлена. Повышенный расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, по мнению истца, может быть вызван различными причинами, независимо от которых этот расход ресурса должен быть распределен между всеми собственниками помещений.
Полагая, что Общество как абонент по Договору должно оплатить весь объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомовых приборов учета, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, лишь частично приняв возражения ответчика по размеру тарифа, применяемого в 2014 году.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для теплоснабжающих организаций содержит пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
В настоящем случае приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 30.12.2013 N 261-п, от 19.12.2014 N 496-п и от 18.12.2015 N 490-п на территории муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района в зоне теплоснабжения Компании для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) установлены тарифы на горячую воду для населения в руб./куб.м с разбивкой на два компонента: теплоноситель (холодная вода, руб./куб.м) и тепловая энергия (руб./Гкал).
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой подход к разрешению спорного вопроса приведен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб.м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы горячего водоснабжения. Этот же показатель использовался ЛенРТК при установлении тарифов на горячую воду (руб./куб.м).
Раздел VII Приложения 2 к Правилам N 354 вступил в силу 28.02.2015. До этой даты размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета горячей воды согласно пунктам 42 и 43 Правил N 354 определялся по показаниям приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному ЛенРТК для оплаты одного куб.м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг как в 2014 году, так и в последующие периоды должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного ЛенРТК для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество оплату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущено нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные жилые дома в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, обжалуемые судебные акты в части взыскания с ответчика 2 526 093 руб. 22 коп. задолженности и судебных расходов подлежат отмене с направление дела в данной части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исходя из представленного истцом расчета и контррасчета ответчика определить, имеет ли Общество за спорный период задолженность по оплате поставленного истцом объема горячей воды (в куб.м), установить, правильный ли истцом применен в расчетах тариф, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 по делу N А56-42873/2016 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Партнер-СВ" в пользу публичного акционерного общества "Тепловые сети" 2 526 093 руб. 22 коп. задолженности и 49 876 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части решение от 28.01.2018 и постановление от 22.05.2018 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.