01 октября 2018 г. |
Дело N А56-75212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Ракчеевой М.А.,
при участии от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Назаровой М.Ф. (доверенность от 18.12.2017 N 183/1.0-22), от общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" Леонтьева О.И. (доверенность от 01.11.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Желтянников В.И., Бармина И.Н., Жиляева Е.В.) по делу N А56-75212/2017,
установил:
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 1024700564602, ИНН 4703032300 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агротрейд", место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, пр. Гончарова, д. 2, ОГРН 1054700097308, ИНН 4703080303 (далее - Общество), о взыскании 7 540 815 руб. 15 коп., в том числе 6 741 900 руб. задолженности по арендной плате по договору от 16.09.2016 N 5995/1.6-08 аренды земельного участка за период с 01.09.2016 по 31.03.2017 и 798 915 руб. 15 коп. пеней по состоянию на 03.04.2017.
Решением от 16.02.2018 с Общества в пользу Администрации взыскано 1 110 025 руб. 74 коп., в том числе 983 193 руб. 75 коп. задолженности по арендной плате, 126 831 руб. 99 коп. пеней; в остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не применили при расчете арендной платы за период, предшествовавший вступлению в законную силу решения Ленинградского областного суда от 27.01.2017 по делу N 3а-11/2017, коэффициент обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры Ки; Администрация правомерно при расчете арендной платы использовала коэффициент разрешенного использования земельного участка Кри, равный 4, для земельных участков с разрешенным использованием "прочее строительство", так как возводимый ответчиком на участке объект не относится к объектам производственной деятельности, Общество не осуществляет промышленную деятельность.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что суды при определении размера арендной платы правомерно не применили коэффициент Ки с учетом признания в судебном порядке постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 в соответствующей части недействующим и коэффициент Кри "Прочее строительство" в отношении складского объекта, однозначно определяемого как объект производственной деятельности.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 16.09.2016 N 5995/1.6-08 аренды земельного участка площадью 33 000 кв. м с кадастровым номером 47:07:1302051:55, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, коммунально-складская зона, квартал N 3, с видом разрешенного использования "для строительства зданий складского комплекса", сроком по 31.08.2019 с распространением условий договора на отношения сторон, возникшие с 01.09.2016.
Как указано в пункте 1.1 договора, основанием для его заключения являются подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6, статья 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер и порядок внесения платежей определены в разделе 3 договора. Согласно пункту 3.2 договора годовой размер арендной платы составляет 10 112 850 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
В соответствии с пунктом 3.4 договора арендная плата перечисляется арендатором равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября. Арендная плата за первый подлежащий оплате период в размере 3 370 950 руб. вносится арендатором до 15.11.2016.
Пунктом 5.2 договора за просрочку перечисления арендной платы установлена ответственность арендатора в виде пеней в размере 0,15 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Приложением к договору является расчет арендной платы, согласно которому при определении годового размера арендной платы применены коэффициент Ки, равный 1,5, и коэффициент разрешенного использования земельного участка Кри (3.), равный 4.
Уведомлением от 01.02.2017 Администрация со ссылкой на постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 сообщила Обществу об увеличении годового размера арендной платы на 2017 год до 13 483 800 руб.
В связи с невнесением арендной платы более двух раз подряд Администрация направила ответчику претензию от 05.04.2017 с требованием погасить задолженность по арендной плате в размере 6 741 900 руб. по состоянию на 03.04.2017, уплатить пени в размере 798 915 руб. 16 коп.
Поскольку в добровольном порядке ответчик долг не погасил, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченными органами.
В спорный период размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, подлежал определению в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 (далее - Порядок). Названным Порядком установлена формула для расчета арендной платы, включающая коэффициент обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры Ки, а также коэффициент разрешенного использования земельного участка Кри, который устанавливается правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом.
Решением Ленинградского областного суда от 27.01.2017 по делу N 3а-11/2017, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 33-АПГ17-3, постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части применения коэффициента обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, устанавливаемого решением уполномоченного органа местного самоуправления в диапазоне от 0,6 до 2 (в случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления отсутствует, принимается равным 1), в формуле при расчете арендной платы за использование земельного участка.
С учетом данного обстоятельства суды, приняв во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поддержанную Верховным Судом Российской Федерации, правомерно посчитали коэффициент Ки не подлежащим применению при расчете арендной платы за весь спорный период.
Значения коэффициента разрешенного использования земельного участка Кри установлены приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) от 11.01.2016 N 2. Пунктом 3.3 "Промышленное строительство" раздела 3 "Строительство" приложения к приказу установлены значения названного коэффициента Кри для земельных участков, предназначенных для строительства объектов производственной деятельности, а пунктом 3.8 "Прочее строительство" - для строительства прочих объектов.
При определении годового размера арендной платы истец применил коэффициент Кри, установленный пунктом 3.8 приложения для земельных участков, предназначенных для строительства прочих объектов, в значении 4, указанном по соответствующей строке в графе "по истечении срока проведения проектно-изыскательских работ, строительства (реконструкции) вне зависимости от продления в установленном порядке сроков строительства (реконструкции). При отсутствии разрешения на строительство по истечении 1 года после заключения договора аренды".
Суды, исходя из указанных в договоре целей предоставления земельного участка, установив, что ответчику выдано разрешение на строительство складского комплекса и на арендуемом земельном участке возведено здание складского корпуса, с учетом градостроительного плана земельного участка пришли к выводу о необходимости расчета арендной платы с применением коэффициента Кри "Промышленное строительство", значения которого установлены пунктом 3.3 приложения к названному выше приказу, и необоснованном применении Администрацией коэффициента Кри "Прочее строительство".
Произведя перерасчет арендной платы без учета коэффициента Ки и с применением коэффициента Кри, равного 1, судебные инстанции удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за спорный период в сумме 983 193 руб. 75 коп.
Вывод судов о необоснованности применения Администрацией коэффициента Кри, значения которого установлены пунктом 3.8 приложения "Прочее строительство", кассационная инстанция считает правильным, поскольку производственная деятельность включает в себя не только непосредственно производство и переработку различных видов сырья с целью превращения ресурсов в готовую продукцию, но и строительство, оказание различных видов услуг, в том числе по складированию (сырья, готовой продукции, иных вещей).
Между тем при определении значения подлежащего применению коэффициента Кри по строке "Промышленное строительство" судами не учтено следующее.
Разделом 3 "Строительство" приложения к приказу Леноблкомимущества от 11.01.2016 N 2 значения коэффициентов Кри для конкретных видов строительства установлены дифференцированно в зависимости от использования земельных участков в пределах первоначально установленных сроков на строительство или по истечении этих сроков. Соответственно пунктом 3.3 приложения значения коэффициента Кри "Промышленное строительство" установлены "1" и "2", пунктом 3.8 для коэффициента Кри "Прочее строительство" - "2" и "4".
Администрация при расчете арендной платы применила коэффициент Кри "Прочее строительство" в значении 4, указанном во второй графе пункта 3.8 приложения (по истечении первоначально установленных сроков строительства или одного года после заключения договора аренды). При этом Администрация представила в материалы дела договоры аренды того же земельного участка, которые последовательно заключались с Обществом, начиная с 2008 года, в целях строительства складского комплекса.
Суды, признавая подлежащим применению коэффициент Кри "Промышленное строительство" в значении 1, ничем не обосновали неприменение значения этого коэффициента, указанного во второй графе пункта 3.3 приложения. Обстоятельства, влияющие на выбор того или иного значения коэффициента Кри в пределах одного вида строительства, связанные с соблюдением сроков строительства и длительностью строительства, судами не выяснялись.
В таком случае выводы судов в части размера арендной платы нельзя признать в полной мере соответствующими материалам дела и нормам права, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку для правильного расчета арендной платы за земельный участок, находящийся в публичной собственности, необходимо установить обстоятельства, которые были оставлены судами без внимания, дело следует направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При повторном рассмотрении дела судам надлежит проверить, не заключен ли договор аренды, по которому взыскивается задолженность, повторно, и не истекли ли первоначально установленные сроки строительства, в зависимости от этого определить, коэффициент Кри "Промышленное строительство" в каком значении из предусмотренных пунктом 3.3 приложения к приказу Леноблкомимущества от 11.01.2016 N 2 подлежит применению в данном случае.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу N А56-75212/2017 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.