15 октября 2018 г. |
Дело N А26-1143/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от акционерного общества "Оборонэнерго" Радина Е.К. (доверенность от 29.12.2017 N 23),
рассмотрев 15.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (судьи Протас Н. И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А26-1143/2018,
установил:
Акционерное общество "Оборонэнерго", место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, место нахождения филиала "Северо-Западный": 191187, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 3, ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 8А, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050 (далее - Комитет), изложенного в письме от 05.12.2017 N 3737/14-9/КЦТ-и, и о возложении на Комитет обязанности открыть тарифное дело и установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены нормы материального права и неправильно установлены обстоятельства дела.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Комитет уведомлен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является владельцем объектов электросетевого хозяйства (линий электропередачи), расположенных на территории Республики Карелия.
В Комитет 29.11.2017 поступило заявление филиала "Северо-Западный" Общества от 27.11.2017 N СЗФ/030/5336 об открытии дела по установлению на 2018 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Республики Карелия, поданное на основании пункта 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление N 1178).
Решением, изложенным в письме от 05.12.2017 N 3737/14-9/КЦТ-и, Комитет отказал в удовлетворении названного заявления и открытии дела по установлению тарифов.
Не согласившись с решением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, и суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электрической энергии подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Территориальной сетевой организацией согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
Цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 N 232-П, Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), которые утверждены Постановлением N 1178.
Пунктом 18 данных Правил предусмотрено, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.
В пункте 8 Правил указано, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для отказа в открытии тарифного дела послужило несоответствие филиала "Северо-Западный" Общества пункту 3 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Постановление N 184, Критерии).
Согласно названному нормативному акту одним из шести критериев является отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Постановлениями Комитета от 30.05.2012 N 73 и от 28.11.2014 N 159 филиалу "Северо-Западный" АО "Оборонэнерго" как для территориальной сетевой организации были установлены долгосрочные параметры регулирования на периоды 2012 - 2014 и 2015 - 2019 годов.
Одним из долгосрочных параметров регулирования являются плановые показатели уровня надежности и качества предоставляемых услуг.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг" Федеральной службе по тарифам предписано утвердить методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.
Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 26.10.2010 N 254-э/1, в случае непредоставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется с понижающим коэффициентом (-3%).
Доводы Комитета о том, что за 2012 - 2013 годы фактические значения показателей надежности и качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии заявитель не представлял, а по итогам 2014 и 2015 годов не достиг их плановых значений и за 2013 - 2015 годы были применены понижающие коэффициенты, корректирующие необходимую валовую выручку -0,03 за 2013 год, -0,013 за 2014 и 2015 годы, Обществом не оспорены и надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Уведомление о несоответствии на 2018 год Критериям было направлено Обществу Комитетом.
На заседании Правления Комитета 13.12.2017 (протокол N 132) в отношении организаций, не соответствующих Критериям, в том числе в отношении филиала "Северо-Западный" Общества, были приняты решения, направленные на исключение таких организаций из тарифного регулирования на 2018 год. В отношении филиала "Северо-Западный" Общества постановление от 28.11.2014 N 159 было признано утратившим силу с 01.01.2018.
В связи с лишением филиала Общества статуса территориальной сетевой организации на 2018 год Комитет письмом от 05.12.2017 N 3737/14-9-КЦТ-и отказал филиалу Общества в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о несоответствии Общества (филиал "Северо-Западный") пункту 3 Критериев, установленных Постановлением N 184.
Доводы Общества о неправомерности обжалуемого решения Комитета в связи с тем, что в отношении филиала "Северо-Западный" Общества ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов и, соответственно, спорный критерий к нему неприменим, а также о соблюдении Обществом плановых значений показателей качества и надежности оказываемых услуг по итогам 2016 года, правомерно отклонены судами двух инстанций, поскольку в 2017 году Общество осуществляло регулируемый вид деятельности (то есть в указанный период Общество являлось субъектом тарифного регулирования), статус территориальной сетевой организации Общество утратило только с 01.01.2018, понижающие коэффициенты были установлены в три предшествующих расчетных периода (в том числе в период долгосрочного регулирования 2015 - 2017 годов).
Ссылка Общества на нарушение Комитетом пункта 9(1) Правил также обоснованно отклонена судами, поскольку из совокупности и единого смысла положений пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ и Постановления N 184 следует, что открытие дела по установлению тарифа возможно только в отношении тех организаций, которые вправе осуществлять регулируемый вид хозяйственной деятельности, то есть применимо к рассматриваемому случаю - соответствуют всем критериям, установленным для территориальных сетевых организаций. Следовательно, указанное в пункте 9(1) Правил положение относится лишь к этим организациям. Поскольку филиал "Северо-Западный" Общества всем критериям не отвечал, тарифное дело в его отношении не могло быть открыто. Нарушений требований Правил в данном случае Комитетом не допущено.
Обоснованными являются и выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что письма Федеральной антимонопольной службы от 09.03.2016 N ВК-15872/16 и Минэнерго России от 26.12.2016 N 09-6847 не регулируют спорные правоотношения, поскольку во-первых, в этих письмах даны разъяснения законодательства о применении Правил, касающиеся, организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов или прекращалось государственное регулирование тарифов по причине несоответствия критериям территориальной сетевой организации, а Общество в 2017 году осуществляло регулируемый вид деятельности, во-вторых, исправление нарушения спорного критерия возможно по истечении определенного периода регулирования.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции в полном объеме и они не опровергают обстоятельств, установленных судами двух инстанций.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций не является процессуальным основанием отмены судебных актов, принятых с соблюдением норм материального и процессуального права.
В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А26-1143/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.