17 октября 2018 г. |
Дело N А21-171/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" Белого Е.И. (доверенность от 20.06.2018) и генерального директора Сологуба О.Э.,
рассмотрев 16.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б. и Протас Н.И.) по делу N А21-171/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград", место нахождения: 236003, Калининград, Артиллерийская ул., д. 50, ОГРН 1093925019594, ИНН 3906209007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 30.11.2017 N ЖК-2/909/1247-о, 939-о/ДДА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований о проведении перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также размера платы за горячее водоснабжение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - МП "Калининградтеплосеть").
Решением суда первой инстанции от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты в части признания незаконным пункта предписания от 30.11.2017 N ЖК-2/909/1247-о, 939-о/ДДА о необходимости в срок до 31.01.2018 произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за август и сентябрь 2017 по квартире N 18 многоквартирного дома N 52 по Артиллерийской ул. в Калининграде (МКД N 52) исходя из утвержденного тарифа на горячую воду в размере 167 руб. 56 коп. за 1 куб.м. и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление МКД N 52 на основании договора управления многоквартирным домом от 21.12.2009, заключенного в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 21.12.2009.
Министерство на основании приказа от 02.11.2017 N 2619 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления МКД N 52, по результатам которой составлен акт от 30.11.2017 N ЖК-1/2619/ДДА.
Министерство выдало предписание от 30.11.2017 N ЖК2/909/1247-о, 939-о/ДДА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований (далее - предписание), согласно которому Обществу надлежало в срок до 31.01.2018 по квартире N 18 МКД N 52 произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, предъявленного платежными документами за август и сентябрь 2017 года, исходя из утвержденного общим собранием собственников от 21.12.2009 размера 14 руб. 96 коп. за кв. м, то есть обеспечить выполнение решения общего собрания собственников помещений в МКД, исключив плату за уборку мест общего пользования 2 руб. 54 коп. за кв. м, вывоз и размещение твердых бытовых отходов (ТБО) 2 руб. 58 коп. за кв. м, техническое обслуживание лифта 1 руб. 98 коп. за кв. м, техническое обслуживание домофона 20 руб. с квартиры, техническое обслуживание газового хозяйства 2 руб. 52 коп. за кв. м.
Также Обществу предписано по указанной квартире в срок до 31.01.2018 произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение, предъявленной платежными документами за август и сентябрь 2017 года, исходя из утвержденного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области тарифа на горячую воду 167 руб. 56 коп. за 1 куб. м.
Основанием для вынесения предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом статей 44, 156, 157, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов "б" и "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а также пунктов 36, 38 и 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество, не согласившись с предписанием Министерства, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемое предписание требованиям действующего законодательства не соответствует и нарушает права и законные интересы управляющей организации, заявление Общества удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащие содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 353 (далее - Правила N 353).
Согласно пункту 40 Правил N 353 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Пунктом 54 Правил N 353 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Как отмечает Министерство, несмотря на наличие в данном МКД индивидуального теплового пункта (ИТП), расчет размера платы за горячее водоснабжение для потребителей следует осуществлять по правилам, установленным для МКД, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения закрытого типа.
При этом административный орган не учитывает, что согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закон N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 названного закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды.
Под приготовлением горячей воды следует понимать процесс, в ходе которого с использованием иных ресурсов осуществляется производство горячей воды. Под самостоятельным приготовлением следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
Судами установлено и не опровергнуто Министерством, что в МКД N 52 отсутствует централизованное горячее водоснабжение; горячая вода как коммунальный ресурс не попадает к потребителям этого дома непосредственно от МП "Калининградтеплосеть" (теплоснабжающей организации); приготовление воды в отношении МКД N 52 в центральном тепловом пункте не осуществляется; приготовление горячей воды для МКД N 52 и N 54 по улице Артиллерийской в Калининграде осуществляется в ИТП, размещенном в доме N 54; МКД N 52 оборудован общими коммерческими приборами учета, совокупно регистрирующими потребление ресурсов двух МКД (N 52 и N 54); оплата потребления горячей воды осуществляется на основании показаний индивидуальных приборов учета, которые регистрируют объем подогретой воды.
Тот факт, что при самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом может использоваться тепловая энергия, поступающая в дом по централизованной системе теплоснабжения, предусмотрено пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, в котором указано: к другим возможностям обеспечения горячего водоснабжения объекта относится возможность приготовления горячей воды абонентом самостоятельно, с использованием сооружений и устройств, в том числе ИТП. При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ.
Горячее водоснабжение спорного МКД осуществляется посредством нагрева воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения, на теплообменнике ИТП, с использованием тепловой энергии, получаемой от МП "Калининградтеплосеть" по сети теплоснабжения.
В данном случае судами установлено, что согласно техническому паспорту МКД централизованной системой горячего водоснабжения не оборудован, приготовление горячей воды в этом доме осуществляется самостоятельно с использованием ИТП оснащенного скоростным водоподогревом; договор от 04.03.2010 N 711/4 между Обществом и МП "Калининградтеплосеть" заключен только на поставку тепловой энергии; обеспечение МКД N 52 горячей водой этот договор не предусматривает.
Таким образом, суды сделав верный вывод о необоснованности требования Министерства об использовании Обществом установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области тарифа на горячую воду в размере 167 руб. 57 коп. за 1 кв. м, поскольку такой тариф установлен для пользователей, получающих воду непосредственно от ресурсоснабжающей организации, признали предписание Министерства в данной части недействительным.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А21-171/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.