17 октября 2018 г. |
Дело N А66-15236/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
рассмотрев 10.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2017 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-15236/2017,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Муниципальная библиотечная система города Твери", место нахождения: 170100, г. Тверь, Тверской пр., д. 5, ОГРН 1026900563535, ИНН 6905002911 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Тверской области, место нахождения: 170036, г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 53, корп. А, ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199 (далее - Казначейство), от 09.08.2017 N 36-18-17/3075.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство социальной защиты населения Тверской области, место нахождения: 170008, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее - Министерство), Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. Степена Разина, д. 20, ОГРН 1036900085298, ИНН 6901042568 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018, заявленные Учреждением требования удовлетворены, представление Казначейства признано недействительным.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.12.2017 и постановление от 15.05.2018, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
По мнению подателя жалобы, представление, вынесенное Казначейством, является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий Казначейства; вывод судов двух инстанций о том, что весь объем финансовых средств был израсходован исключительно на те цели, на осуществление которых они были выделены в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, не соответствует материалам дела.
Как указывает Казначейство, соглашением о предоставлении субсидии было предусмотрено предоставление средств федерального бюджета с целью адаптации помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (применительно к данному спору - на расширение дверных проемов в библиотеке); выделение субсидии не предусматривало выполнение всего комплекса ремонтных работ в соответствии со сметной документацией; средства федерального бюджета могли быть потрачены только на названную цель в рамках программы и не могли быть использованы на проведение косметического ремонта помещений библиотеки.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения. А кассационную жалобу Казначейства - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2018 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 10.10.2018.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Казначейство на основании приказов от 20.06.2017 N 77, от 27.06.2017 N 80 в период с 22.06.2017 по 04.07.2017 провело плановую выездную проверку в отношении Учреждения по вопросу использования средств федерального бюджета за 2015 - 2016 годы, предоставленных в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг и приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", по результатам которой 04.07.2017 составило акт и 09.08.2017 вынесло представление N 36-18-17/3075 о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившемся в нецелевом использовании средств федерального бюджета.
В оспариваемом представлении указано, что денежные средства в размере 132 994 руб. 03 коп., выделенные из федерального бюджета для оплаты мероприятий программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 03.12.2013 N 608-пп (далее - постановление N 608-пп), использованы не на цели, предусмотренные Программой, в связи с чем Учреждением допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.
В данном представлении Казначейство потребовало от Учреждения рассмотреть информацию о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 31.08.2017, проинформировать Казначейство о результатах исполнения представления в срок до 04.09.2017.
Не согласившись с представлением, вынесенным Казначейством, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что весь объем финансовых средств был израсходован Учреждением исключительно на те цели, на которые они были предоставлены в соответствии с соглашением, удовлетворили заявленные требования и признали недействительным представление Казначейства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Казначейства подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым названного пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление предусмотренных данным пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по результатам конкурсного отбора по предоставлению субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы на основании постановления Правительства Тверской области от 25.08.2015 N 400-нп "Об утверждении распределения субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области N 608-пп" в 2015 году муниципальному образованию "Город Тверь" утвержден объем субсидии в размере 595 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 608-пп, ответственным исполнителем программы Тверской области является Министерство, соисполнители - в том числе органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (по согласованию).
Постановлением Правительства Тверской области от 07.07.2015 N 314-пп утвержден Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы (далее - Порядок N 314-пп).
В соответствии с пунктом 4 Порядка главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление субсидий, в иных сферах является Министерство.
Министерством и администрацией муниципального образования "Город Тверь" 07.09.2015 было заключено соглашение N 2015.125 о предоставлении в 2015 году субсидии муниципальному образованию Тверской области в рамках реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы (далее - Соглашение), в размере 595 000 руб. на выполнение, в том числе следующих мероприятий:
- приобретение хромированных поручней настенных и напольных для Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена Учреждения по адресу: Тверской пр., д. 5;
- проведение работ по доадаптации помещений библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (филиал N 2 Учреждения) по адресу: пр. Победы, д. 32/3, для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (расширение дверных проемов), в соответствии со сметой;
- приобретение устройства для подъема и спуска инвалидного кресла по лестнице для автономной некоммерческой организации физической культуры и спорта "Дом спорта "Юность" по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 95.
Согласно пункту 25 Порядка N 314-пп предоставление субсидии муниципальному образованию Тверской области осуществляется в соответствии с соглашением при представлении получателем главному распорядителю вышеуказанных документов:
а) копий заключенных муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для реализации Проекта;
б) копий актов, подтверждающих фактическую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках исполнения муниципальных контрактов;
в) копий документов, подтверждающих оплату приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг по каждому мероприятию за счет средств местного бюджета, заверенных уполномоченным должностным лицом муниципального образования Тверской области.
Учреждением в рамках выполнения мероприятий указанного Соглашения были заключены контракты:
- с предпринимателем Литвиновым В.О. от 16.11.2015 N 107662 на сумму 107 662 руб. по мероприятию "приобретение хромированных поручней настенных и напольных для Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена МБУК "МБС г. Твери" по адресу: Тверской пр., д. 5 (исполнение контракта предпринимателем Литвиновым В.О. подтверждено товарной накладной от 03.12.2015 N 1 на сумму 107 662 руб.);
- с ООО "ЦентрСтрой" от 01.10.2015 N 61 на сумму 192 338 руб. по мероприятию "проведение работ по доадаптации помещений библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (филиал N 2 МБУК "МБС г. Твери") по адресу: пр. Победы, д. 32/3, для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (исполнение контракта ООО "ЦентрСтрой" подтверждено актами о выполненных работах формы N КС-2 от 05.11.2015 N 1, от 05.11.2015 N 2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 от 05.11.2015 N 1).
Казначейство по результатам проверки пришло к выводу о том, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета для оплаты мероприятий, направленные Учреждению для оплаты денежных средств по контракту с ООО "ЦентрСтрой", использованы на цели, частично не соответствующие целям, определенным программой Тверской области, утвержденной постановлением N 608-пп, в связи с чем Учреждением допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 132 994 руб. 03 коп.
В акте проверки отражено, что Перечень базовых мероприятий по адаптации о повышению доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 31.08.2015 N 414-пп (далее - Постановление N 414-пп), не предполагает проведение следующих ремонтных работ: оштукатуривания, окраски потолков и стен; установки оконных блоков; ремонта полов; электромонтажных работ; уборки мусора.
Суды двух инстанций, заключив, что выполнение спорных работ было предусмотрено пунктом 3.2 Соглашения, а также сметой к нему, пришли к выводу об отсутствии со стороны Учреждения нецелевого использования бюджетных средств, в связи с чем признали оспариваемое представление Казначейства недействительным.
Однако судебными инстанциями не учтено следующее.
Как следует из пункта 3.2 упомянутого Соглашения субсидии перечисляются на проведение работ по адаптации помещений библиотеки для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (расширение дверных проемов), в соответствии со сметой.
При этом Соглашение не содержит ссылки на конкретную смету как приложение к данному документу. Наличие на дату заключения данного Соглашения сметы на производство ремонтных работ (на которую сослались суды) не означает, что работы могут быть проведены в объеме, превышающим объем работ, прямо поименованных в пункте 3.2 Соглашения - расширение дверей. В этом случае проведение работ по косметическому ремонту помещений библиотеки (сверх объемов работ по расширению дверей) не могли быть оплачены за счет средств субсидии. Обратное не следует из буквального толкования условий пункта 3.2 Соглашения и Постановления N 414-пп.
Ввиду изложенного у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований Учреждения и признания недействительным представления Казначейства.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу N А66-15236/2017 отменить.
В удовлетворении требований муниципального бюджетного учреждения культуры "Муниципальная библиотечная система города Твери" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.