25 октября 2018 г. |
Дело N А66-15673/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 25.10.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Асмыковича А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 23.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2018 (судья Кольцова М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 (судьи Журавлев А.В., Виноградов О.Н., Чапаев И.А.) по делу N А66-15673/2017,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональные автоматизированные системы управления", место нахождения: 170001, г. Тверь, ул. Виноградова, д. 8, пом. XL (оф. 1), ОГРН 1146952008422, ИНН 6952041160 (далее - Общество), о признании государственного контракта от 19.12.2016 N 10 на оказание услуг по модернизации "Информационной системы управления имуществом и земельными ресурсами" и системы "Администрирование платежей" подписанный Министерством и Обществом, незаключенным.
Решением от 02.04.2018, оставленным без изменения постановлением от 10.07.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, иске удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судами не учено, что Контракт подписан Министерством 19.12.2016 заведомо за пределами указанного в Контракте срока оказания услуг - 15.12.2016, поэтому нельзя считать срок оказания услуг согласованным, а сам Контракт исполнимым с учетом даты его заключения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством в Единой информационной системе в сфере закупок 18.10.2016 размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0136200003616007910 на оказание услуг по модернизации "Информационной системы управления имуществом и земельными ресурсами" и системы "Администрирование платежей".
Срок окончания подачи заявок установлен конкурсной документацией и извещением о проведении конкурса до 09.11.2016.
По результатам проведения открытого конкурса (протокол от 11.11.2016 N 0136200003616007910) единственная заявка на участие в данном конкурсе, поданная Обществом, признана соответствующей условиям конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования заключения данного контракта от контрольного органа в сфере закупок.
Государственным органом исполнительной власти Тверской области, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в силу постановления Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 95-пп является Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций о согласовании заключения Контракта с Обществом датировано 29.11.2016 и получено Министерством 01.12.2016 (при этом Контракт заключен 19.12.2016, то есть в установленный Законом N 44-ФЗ срок).
По условиям Контракта Общество (исполнитель) обязалось оказать Министерству (заказчику) услуги по модернизации "Информационной системы управления имуществом и земельными ресурсами" и системы "Администрирование платежей" в рамках создания единой информационной системы управления имуществом и земельными ресурсами Тверской области, а Министерство - принять и оплатить оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок оказания услуг - с момента его заключения до 15.12.2016.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2016.
Аналогичный срок оказания услуг содержался в конкурсной документации и в проекте Контракта, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок.
Министерство сославшись на то, что Контракт подписан заведомо за пределами указанного в нем срока оказания услуг, а значит, существенное условие Контракта не согласовано сторонами и его следует признать незаключенным, предложило Обществу расторгнуть его по соглашению сторон.
Отказ Общества от расторжения Контракта послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе содержание Контракта, доводы и возражения, а также поведение сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, применили положения Закона N 44-ФЗ, глав 37 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 420, 425, 431, 432, 434 и 438 ГК РФ и пришли к выводу об отсутствии оснований для признания Контракта незаключенным.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ определено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Отношения, связанные с Контрактом, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются также Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
На основании части 1 статьи 54 указанного Закона по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Контракт подписан Министерством 19.12.2016, тогда как срок оказания услуг установлен до 15.12.2016.
При этом решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций о согласовании заключения Контракта с Обществом датировано 29.11.2016 и получено Министерством 01.12.2016.
Таким образом, Контракт подписан Министерством заведомо за пределами указанного в нем срока оказания услуг и несмотря на формальное указание в Контракте срока оказания услуг, фактически данный срок нельзя признать определенным. Между тем срок исполнения обязательств является существенным условием государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд.
Изложенное свидетельствует о том, что фактически срок исполнения Контракта не был определен сторонами, а поскольку существенное условие Контракта является несогласованным, Контракт не может считаться заключенным.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 288 АПК РФ, как вынесенные при неправильном применении норм материального права.
Поскольку установления фактических обстоятельств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт - об удовлетворении требований Министерства.
В связи с тем что кассационная жалоба Министерства удовлетворена, судебные расходы по жалобе в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ следует отнести на Общество.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу N А66-15673/2017 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать государственный контракт от 19.12.2016 N 10 на оказание услуг по модернизации "Информационной системы управления имуществом и земельными ресурсами" и системы "Администрирование платежей" незаключенным.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.