01 ноября 2018 г. |
Дело N А42-7676/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Михайловской Е.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области Сапроновой Ж.В. (доверенность от 27.06.2018 N ВН-1Б-59Б),
рассмотрев 25.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А42-7676/2017 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Жукова Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Раселс", место нахождения: 183017, г. Мурманск, ул. Сафонова, д. 15, лит. А, ОГРН 1145190010151, ИНН 5190037140 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному казенному учреждению "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области", место нахождения: 183035, г. Мурманск, ул. Угольная база, д. 9, ОГРН 1022900516946, ИНН 2901108814 (далее - База), о взыскании 425 826 руб. 10 коп. долга за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Папанина в г. Мурманске (далее - МКД) за март - декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Солнечный берег", место нахождения: 183034, г. Мурманск, Домостроительная ул., д. 14, корп. 2, оф. 1Б, ОГРН 1145190009502, ИНН 5190036509 (далее - Управляющая организация).
Определением суда от 06.12.2017 по ходатайству Общества произведена замена ненадлежащего ответчика - Базы на надлежащего - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Папанина, д. 17, ОГРН 1025100840489, ИНН 5191501808 (далее - Учреждение).
Определениями суда от 27.12.2017 и 19.02.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Жилкомсервис", место нахождения: 183014, г. Мурманск, ул. Баумана, д. 10, оф. 45, ОГРН 1115190004610, ИНН 5190930219, и Комитет по жилищной политике города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет).
Протокольным определением суда от 21.03.2018 удовлетворено ходатайство Общества об уточнении исковых требований, согласно которому Общество просило взыскать с Учреждения 860 940 руб. 90 коп. долга за март - декабрь 2016 года.
Решением суда от 13.04.2018 Обществу отказано в удовлетворении иска.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 решение от 13.04.2018 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 12.07.2018 и оставить в силе решение от 13.04.2018.
Податель кассационной жалобы считает, что в отсутствие между сторонами государственного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и договора управления взыскание с него спорной задолженности является неправомерным; в деле отсутствуют доказательства фактического оказания Учреждению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД.
Учреждение также ссылается на самостоятельное несение в спорном периоде расходов на содержание своего помещения, привлечение своих сотрудников и иных лиц для выполнения соответствующих работ.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Комитет просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании представитель Учреждения настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Представители Общества и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Комитетом заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 26.12.2013 в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления Учреждения в отношении нежилого помещения площадью 2902,7 кв.м, расположенного в МКД.
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД с Управляющей организацией заключен договор от 29.02.2016 управления МКД, пунктом 9.1 которого установлена дата начала его действия - 01.03.2016.
По договору уступки права (цессии) от 06.09.2017 N 1У с учетом дополнительного соглашения от 06.11.2017 N 1к Управляющая организация (цедент) передала Обществу (цессионарию) право требования к Учреждению уплаты 884 425 руб. 70 коп. за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в МКД за март - декабрь 2016 года.
Письмом от 10.11.2017 N 70 Общество уведомило Учреждение о состоявшейся уступке права требования.
Наличие у Учреждения 860 940 руб. 90 коп. долга за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в МКД за март - декабрь 2016 года послужило основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Установив, что по договору управления МКД от 29.02.2016 годовая плата за работы и услуги по содержанию общего имущества в МКД составила 53 176 руб. 50 коп., Общество не представило доказательств оказания услуг (выполнения работ) сверх предусмотренных конкурсной документацией и названным договором управления, нежилое помещение ответчика имеет отдельный вход, входящие в состав общего имущества лестничные площадки ведут к жилым помещениям и коридорам рядом с ними, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, статьями 36, 37, 39, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 210, 249, 296, 299, 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сделал вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с Учреждения спорной задолженности и отказал Обществу в удовлетворении иска.
Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления, обязанность Учреждения нести расходы на содержания общего имущества МКД установлена законом и не зависит от фактического использования им этого имущества.
Апелляционный суд также учел, что установленный договором управления от 29.02.2016 размер годовой платы за работы и услуги по содержанию общего имущества в МКД рассчитан только в отношении площади жилых помещений.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией, на что обоснованно указал апелляционный суд.
В пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, также разъяснено, что обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не может отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 по делу N 305-ЭС17-10430.
В силу частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно пункту 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П, поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения; в силу обязанности участников общей долевой собственности соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме является не просто неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанностью, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
На основании изложенного довод Учреждения о самостоятельном несении расходов на содержание собственного помещения не имеет правового значения, так как не влияет на его обязанность участвовать в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Довод Учреждения об отсутствии в деле доказательств оказания ему услуг по содержанию общего имущества МКД является несостоятельным, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
В подтверждение фактического выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в дело представлены договоры, заключенные Управляющей организацией, акты выполненных работ и оказанных услуг, акты осмотра общего имущества.
Согласно пункту 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Так как Учреждение не представило доказательства погашения взыскиваемой задолженности, апелляционный суд правомерно удовлетворил иск.
В соответствии с частью 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку нормы права применены апелляционным судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А42-7676/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
Н.Е. Судас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П, поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения; в силу обязанности участников общей долевой собственности соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме является не просто неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанностью, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
...
Довод Учреждения об отсутствии в деле доказательств оказания ему услуг по содержанию общего имущества МКД является несостоятельным, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
...
Согласно пункту 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2018 г. N Ф07-11306/18 по делу N А42-7676/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11306/18
10.08.2018 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7676/17
12.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15058/18
13.04.2018 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7676/17