01 ноября 2018 г. |
Дело N А05-17009/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 30.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архберег" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.01.2018 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А05-17009/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Левобережье-2", место нахождения: 163039, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43, ОГРН 1152901000537, ИНН 2901254759 (далее - ООО "Левобережье - 2"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 27, ОГРН 1042900042822, ИНН 2901129780 (далее - Управление), о признании недействительным пункта 1 предписания от 14.09.2017 N 244/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ ООО "Левобережье - 2" изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Архберег" (далее - Общество).
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление судов отменить. Общество полагает, что суды не дали надлежащую оценку экспертному заключению N 72/17-СЭ.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 05.09.2017 N 244 с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 16.08.2017 N Г-121, Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в доме N 37 по улице Речников в городе Архангельске (далее - дом N 37).
В ходе проверки установлены следующие нарушения.
- перед началом отопительного сезона не осуществлена проверка и ремонт печи в квартире N 3 указанного жилого дома (отопительная печь имеет видимые повреждения наружного слоя штукатурки, выпуклость наружной стенки, имеется видимое разрушение кирпичей в топке), что является нарушением требований пункта 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390);
- руководитель организации перед началом отопительного сезона, а также в течение отопительного сезона, не обеспечил проведение очистки дымоходов и печей (отопительных приборов от сажи в квартире N 3 дома N 37 (не представлен акт выполненных работ по очистке дымоходов и печей), что является нарушением требований пункта 82 Правил N 390.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 14.09.2017 N 244.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 14.09.2017 N 244/1/1, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 01.06.2018 устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно обеспечить работоспособность отопительных печей в комнате квартиры N 3 дома N 37 (пункт 1 предписания); организовать очистку дымоходов и печей от сажи в квартире N 3 дома N 37 (пункт 2 предписания).
Не согласившись с пунктом 1 предписания от 14.09.2017 N 244/1/1, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая заявителю в признании недействительным оспариваемого предписания, правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
В силу пункта 81 Правил N 390 перед началом отопительного сезона руководитель организации обязан осуществить проверки и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Суды двух инстанций установили, что Общество является управляющей организацией, осуществляющей управление вышеуказанным многоквартирным домом, пришли к выводу о том, что оно является лицом ответственным за содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, и в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ссылка Общества на экспертное заключение от 12.09.2017 N 72/17-СЭ, в котором указано, что работы печей в доме носят капитальный характер, отклонена судами двух инстанций.
Суды, ссылаясь на четвертый абзац раздела II "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, пункт 9 приложения 7 к указанным Правилам, пункт 16 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, обоснованно сочли, что работы по устранению неисправностей печей относятся к работам текущего характера и выполняются управляющей организацией за счет средств собственников в рамках платы за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.
Кроме того, суды указали, что экспертное заключение не содержит обоснования тому, почему восстановление наружного слоя штукатурки печи отнесено к капитальному ремонту.
Ввиду изложенного суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, обоснованно отказали Обществу в признании пункта 1 оспариваемого предписания недействительным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционной инстанцией положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.01.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по делу N А05-17009/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Архберег" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.