02 ноября 2018 г. |
Дело N А56-6975/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Юг-плюс" Байкалова А.В. (доверенность от 29.09.2017), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 28.12.2017), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Кибаловой Н.В. (доверенность от 08.05.2018 N 1337),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 (судьи Желтянников В.И., Бармина И.Н., Жиляева Е.В.) по делу N А56-6975/2018,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Юг-плюс", место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Бобовый Мыс, ОГРН 1074700001750, ИНН 4704072175 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 08.02.2018 N А-744 отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Ушакова, д. 1, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0116001:121 в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование сроком на пять лет с заключением соответствующего договора; обязании Комитета предоставить названный земельный участок в безвозмездное пользование сроком на пять лет с заключением соответствующего договора (с учетом уточнения требования в части даты и номера письма, содержащего отказ Комитета).
Решением от 23.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018, принятым по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Комитета и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация), не привлекавшейся к участию в деле в суде первой инстанции, данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки доводам Комитета о том, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне ТЖ-1-1, где допускается размещение только индивидуальных жилых домов, а не садоводства; к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование заявителем не были приложены документы, предусмотренные пунктом 6 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно списки членов Товарищества; в материалы дела не представлены доказательства того, что члены Товарищества являются нуждающимися в предоставлении садовых участков; на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, не принадлежащие заявителю; спорный участок не может быть предоставлен Товариществу, поскольку разные части этого участка являются предметом договоров аренды с физическими лицами и предоставлены им для ведения огородничества.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу Комитета просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для ведения садоводства" внесены в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) на основании постановления уполномоченного органа; необходимые документы были представлены в Комитет; сведения об обременении земельного участка и наличии на нем объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, отсутствуют.
Администрация, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1024700875836, ИНН 4704029557, в кассационной жалобе также просит отменить те же судебные акты, считая, что они приняты о ее правах и обязанностях. Как указывает Администрация, испрашиваемый земельный участок обременен действующими договорами аренды, заключенными Администрацией в качестве арендодателя с рядом физических лиц; основным видом разрешенного использования земельного участка является размещение только индивидуальных (одноквартирных) жилых домов, а не садоводства; Администрация как уполномоченный орган местного самоуправления не утверждала списки нуждающихся в предоставлении садовых участков граждан; суд апелляционной инстанции, рассмотрев по существу апелляционную жалобу Администрации, не отменил решение суда первой инстанции и не перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Прибывшие в судебное заседание представители Товарищества, Комитета и Администрации не возражали против рассмотрения обеих кассационных жалоб в данном судебном заседании.
По существу кассационных жалоб представители Комитета и Администрации поддержали приведенные в них доводы. Представитель Товарищества против удовлетворения жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 12.11.2012 N 7404 утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка общей площадью 47 257 кв. м из категории земель населенных пунктов по адресу: г. Выборг, район мыса Бобовый, муниципальное образование "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области; установлен основной вид разрешенного использования земельного участка - для ведения садоводства; Товариществу предписано обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета.
05.02.2013 названный земельный участок поставлен на кадастровый учета с присвоением кадастрового номера 47:01:0116001:121.
В 2014 году утвержден проект межевания (генеральный план) земельного участка.
Начиная с 2015 года, Товарищество неоднократно обращалось в Комитет по вопросу о предоставлении названного земельного участка в безвозмездное пользование или в аренду. Положительное решение по обращениям Товарищества принято не было.
В ответ на очередное обращение Комитет письмом от 08.02.2018 N А-744 сообщил об отсутствии законных оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку, как установлено в результате его обследования, в границах Товарищества на площади 47 257 кв. м расположены садовые (дачные) одно- и двухэтажные бревенчатые и каркасные дома, а также надворные хозяйственно-бытовые постройки (сараи, теплицы, навесы); сведения о правах на указанные строения отсутствуют.
Товарищество, считая данный отказ Комитета безосновательным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Предоставление земельных участков в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, из которых в совокупности следует, что соответствующий договор может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка. При этом согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Кодекса в случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка предусмотрено наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, принадлежащих иным лицам.
Согласно статье 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данной статьей. Эти особенности касаются порядка определения предельных размеров земельного участка, который может быть предоставлен в безвозмездное пользование некоммерческому объединению, а также порядка предоставления членам некоммерческого объединения земельных участков, образованных или образуемых из предоставленного объединению земельного участка.
Суды, проанализировав собранные по делу документы применительно к содержанию оспариваемого отказа Комитета, оформленного письмом от 08.02.2018, с учетом отсутствия в ЕГРН сведений о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих иным лицам, правомерно пришли к выводу о недоказанности Комитетом вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения. Нахождение на земельном участке строений в отсутствие сведений о зарегистрированных правах на них само по себе не препятствует реализации Товариществом права на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование для ведения садоводства. Иные основания для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом решении не указаны.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Товарищества.
Доводы подателей жалоб не могут быть приняты во внимание.
Основной вид разрешенного использования спорного земельного участка "для ведения садоводства" установлен постановлением Администрации от 12.11.2012 N 7404, неоспоренным, неотмененным и не признанным недействительным в судебном порядке. Сведения о данном виде разрешенного использования внесены в ЕГРН, доказательства недостоверности этих сведений или их неактуальности Комитетом не представлены. Надлежащие доказательства, позволяющие однозначно определить, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны ТЖ-1-1 в деле также отсутствуют. Кроме того, несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования земельного участка, указанным в заявлении, согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, на которое Комитет в оспариваемом решении не ссылался.
Ссылка подателей жалоб на наличие действующих договоров аренды, заключенных с гражданами, в отношении частей испрашиваемого участка несостоятельна, поскольку из приобщенных к делу договоров усматривается, что они заключены в 2006-2007 годах, на срок менее одного года, в отношении участков, не сформированных в установленном порядке и не индивидуализированных надлежащим образом. К тому же указанный довод Комитета и Администрации о наличии действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных под огороды, противоречит, как верно отметило Товарищество, другому доводу подателей жалоб о невозможности предоставления земельного участка для ведения садоводства по причине его нахождения в территориальной зоне ТЖ-1-1. Доказательства того, что граждане, с которыми ранее были заключены договоры аренды, не имеют отношения к Товариществу, в деле также отсутствуют.
Что касается непредставления Товариществом необходимых документов, то указанный довод опровергается приобщенной к делу перепиской, из которой усматривается, что списки членов Товарищества вместе с заявлениями членов Товарищества о расторжении договоров аренды представлялись Товариществом в Комитет с сопроводительным письмом от 06.05.2016 с отметкой Комитета о поступлении (том 1, лист 48). К тому же вопреки положениям пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет не возвратил Товариществу заявление о предоставлении земельного участка в течение десяти дней со дня его поступления в связи с представлением неполного пакета документов.
При таких обстоятельствах, а также с учетом положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что рассмотрение судом первой инстанции дела без участия Администрации, а апелляционным судом - наряду с апелляционной жалобой Комитета апелляционной жалобы Администрации по существу без перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции не привело к принятию неправильных судебных актов, не имеется оснований для удовлетворения обеих кассационных жалоб.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А56-6975/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.