08 ноября 2018 г. |
Дело N А56-102655/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Балтийской таможни Мартишина И.С. (доверенность от 27.12.2017 N 05-10/60898), от общества с ограниченной ответственностью "ОРИМИ" Сизых О.М. (доверенность от 22.12.2017 N 49),
рассмотрев 06.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-102655/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИМИ", место нахождения: 188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт им. Свердлова, 1-й микрорайон, уч. 15/4, ОГРН 1024700564217, ИНН 4703044256 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), от 23.08.2017 N 10216000-19-19/000100, 10216000-19-19/000101 об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в отношении товара по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10216110/120517/0015730, 10216110/250517/0017537, а также об обязании Таможни предоставить (восстановить) тарифные преференции по названным ДТ.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2018, оставленным без изменения постановлением от 03.07.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов двух инстанций о неправомерности отказа в предоставлении преференций, поскольку в сертификатах, представленных в подтверждение происхождения товара, оттиски печати нанесены не печатной формой (печатью) соответствующего уполномоченного органа, образцы оттисков которой имеются в картотеке Российской национальной системы преференций (далее - РНСП).
Таможня указывает, что согласно пункту VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008, Комиссия Таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты; тарифный преференциальный режим не распространяется на товары, происходящие из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Таможня не могла обратиться с соответствующим запросом в компетентный орган Федеративной Республики Нигерия, поскольку согласно перечню международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (по состоянию на 01.10.2013) - приложению к приказу Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 07.10.2013 N 1877, которым в Инструкцию о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок, утвержденную приказом ФТС России от 09.12.2011 N 2490 (далее - Инструкция), внесены изменения, Федеративная Республика Нигерия не вошла в указанный перечень.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 05.12.2006 N 566-017, заключенного с компанией "Fullmark Commodities LTD", Федеративная Республика Нигерия, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и представило для таможенного оформления по ДТ N 10216110/120517/0015730, 10216110/250517/0017537 товар - цветки каркадэ (гибискуса) сушеные целые в мешках по 20 кг.
В графе 33 названных ДТ Общество указало в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) в редакции, действовавшей в спорный период, код товара - 1211 90 860 9: "растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях, свежие, охлажденные, мороженые или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые: - прочие: -- прочие: --- прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины 5%); в графах 16 и 34 - страну происхождения товара - Федеративная Республика Нигерия.
Общество уплатило без предоставления тарифных преференций по ДТ N 10216110/120517/0015730 360 503 руб. 37 коп. таможенных пошлин и налогов, ДТ N 10216110/250517/0017537 - 180 690 руб. 14 коп.; товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой - "выпуск для внутреннего потребления".
В заявлениях от 05.06.2017 N 67/6 и 68/6 Общество попросило Таможню о восстановлении режима тарифных преференций по ДТ N 10216110/120517/0015730, 10216110/250517/0017537, предоставив для подтверждения страны происхождения товара сертификаты о происхождении товара по форме "А" от 18.03.2017 N А 4952, от 20.03.2017 N А 4953, выданные уполномоченным органом Федеративной Республики Нигерия.
Решениями от 23.08.2017 N 10216000-19-19/000100, 10216000-19-19/000101 Таможня отказала Обществу в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10216110/120517/0015730, 10216110/250517/0017537.
Основанием для вынесения данных решений послужили заключения Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертного криминалистического управления в Санкт-Петербурге от 13.07.2017 N 12402006/0025232, от 24.07.2017 N 12402030/0026190, согласно которым оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификатов, и оттиск печати уполномоченного органа Федеративной Республики Нигерия, имеющийся в картотеке РНСП, нанесены разными печатными формами (печатями).
Общество, считая решения Таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций недействительными, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, в который вошла Федеративная Республика Нигерия. Этими же решениями утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в который включен ввезенный Обществом товар, относящийся к группе 12 ТН ВЭД.
В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2 статьи 59 ТК ТС).
Согласно положениям статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1). Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4). При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
В соответствии с разделом VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемых в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 (далее - Правила), в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (далее - Требования). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
В разделе VIII Правил предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно Требованиям в графе 1 сертификата указываются наименование и адрес лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту или иного лица, если ему переданы права на поставку товара, в том числе производителя товара).
Графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Признавая решения об отказе в предоставлении преференций недействительными, суды правомерно исходили из того, что целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, является в том числе установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой тарифных преференций. При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа, с тем чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.
По смыслу приведенных нормативных положений (в их системном единстве) принятие Таможней решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в связи с выявленными нарушениями по заполнению сертификатов возможно только при наличии таких нарушений в их оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Суды установили, что основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод Таможни о том, что оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификатов, представленных в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, и оттиск печати уполномоченного органа Федеративной Республики Нигерия, имеющийся в картотеке РНСП, нанесены разными печатными формами (печатями).
Между тем Таможня при наличии сомнений в достоверности сертификата имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавший сертификат; для признания сертификата недействительным таможенный орган осуществляет действия по проверке его подлинности и правильности заявления декларантом страны происхождения товара, чего в данном случае сделано не было.
Таможня в рассматриваемом случае не направила в компетентный национальный орган Федеративной Республики Нигерия, заверивший сертификаты, соответствующий запрос с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, как это предусмотрено разделом VIII Правил.
Ссылка подателя кассационной жалобы на невключение Федеративной Республики Нигерия в перечень международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (по состоянию на 01.10.2013), в связи с чем направление таких запросов в уполномоченный орган Федеративной Республики Нигерия невозможно, отклоняется, поскольку согласно пункту 4 Инструкции ее действие не распространяется на случаи подготовки, направления и исполнения международных запросов по вопросам определения страны происхождения товаров.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о недоказанности Таможней наличия оснований, установленных в разделе VIII Правил, для признания сертификатов недействительными, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не могут быть предоставлены тарифные преференции.
Материалами дела подтверждается, что Общество представило в таможенный орган оригиналы сертификатов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами должна подтверждаться страна происхождения товара. В ходе проведенного таможенными экспертами исследования не выявлено изменений первоначального содержания, а именно подчисток, исправлений и дополнений, либо использования факсимиле в сертификатах, не установлено иных признаков, свидетельствующих о подделке сертификатов.
Таможня не ставит под сомнение подлинность сертификатов и факт производства спорного товара именно в Федеративной Республике Нигерия, в связи с чем выявленное несоответствие не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое в данном случае влечет отказ в рассмотрении названных сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС.
На основании изложенного суда пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу N А56-102655/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1). Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4). При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
...
По смыслу приведенных нормативных положений (в их системном единстве) принятие Таможней решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в связи с выявленными нарушениями по заполнению сертификатов возможно только при наличии таких нарушений в их оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
...
Таможня не ставит под сомнение подлинность сертификатов и факт производства спорного товара именно в Федеративной Республике Нигерия, в связи с чем выявленное несоответствие не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое в данном случае влечет отказ в рассмотрении названных сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2018 г. N Ф07-12749/18 по делу N А56-102655/2017