07 ноября 2018 г. |
Дело N А56-86275/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Орловской Е.В. (доверенность от 18.12.2017 N 208),
рассмотрев 07.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 (судьи Сомова Е.А., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-86275/2016,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 21.11.2016 N 05/124-16 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, просит отменить решение от 13.02.2018 и постановление от 25.05.2018, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды двух инстанции не оценили доводы Общества о процессуальных нарушениях, допущенных антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, который должным образом не установил и не описал событие правонарушения, не указал дату совершения Обществом правонарушения.
В судебном заседании представитель УФАС возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил решение от 13.02.2018 и постановление от 25.05.2018 оставить без изменения.
ПАО "Ленэнерго" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - ООО) обратилось к ПАО "Ленэнерго", как к сетевой организации, с заявкой от 16.08.2016 N 16-25142 на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.
В срок, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ПАО "Ленэнерго" не направило в адрес ООО "Титан" проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
ООО "Титан" обратилось в УФАС с жалобой на действия ПАО "Ленэнерго", выразившиеся в нарушении сроков, установленных для направления проекта договора Правилами N 861.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением в отношении Общества 26.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 115 и 17.11.2016 вынесено постановление N 115-05-Ш/16, которым ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной УФАС меры ответственности либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из положений требований Правил N 861 (с учетом того, что соответствующее правовое регулирование предполагает однократный характер своевременного технологического присоединения на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом), а равно статуса заявителя как профессионального участника правоотношений в сфере электроэнергетики, сетевой организации, естественного монополиста, который в процессе технологического присоединения может и должен понимать не столько формальные процедурные требования сами по себе, сколько законные потребности обратившихся к нему лиц в относительно скором, эффективном и технологически верном присоединении своих энергопринимающих устройств к объектам сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил.
В пункте 9 Правил N 861 определены сведения, которые должны быть указаны в заявке; в пункте 10 Правил установлен перечень документов, которые прилагаются к заявке.
Как указано в подпункте "и" пункта 10 Правил N 861, в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, следует представить документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861 предусмотрено указание в заявке наименования субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, указываются по желанию заявителя при намерении предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации. В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, по желанию заявителя при намерении предоставить документы через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, энергоснабжение которых предполагается осуществлять в рамках такого договора, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.
Отсутствие в заявке сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, не является основанием для невыполнения сетевой организацией обязательств, предусмотренных Правилами, в части соблюдения процедуры технологического присоединения.
Оценивая доводы Общества о нарушении самим ООО "Титан" требований Правил N 861, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 данных Правил, указываются по желанию заявителя при намерении последнего предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации.
В рассматриваемом случае из заявки ООО "Титан" не следовало, что заявитель намеревался заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения. На это указывают два обстоятельства: в заявке ООО "Титан" не указан вид договора, который оно намеревалось заключить; в адрес ПАО "Ленэнерго" отправлено заявление (вх. N ЛЭ/01-02/15345 от 01.11.2016), согласно которому ООО "Титан" самостоятельно планирует заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, акционерным обществом "ПСК" (лист дела 30).
Кроме того, в заявке ООО "Титан" отсутствует наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, отвечающее требованиям статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указание в пункте 10 заявки ООО "Титан" в качестве гарантирующего поставщика, с которым планируется заключением договора энергоснабжения, аббревиатуры "ПСК" не означает, что договор уже заключен или планируется к заключению с конкретной энергоснабжающей организацией.
Как следует из пункта 15 Правил N 861, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
В оспариваемом постановлении Управления со ссылкой на приведенные положения пункта 15 Правил N 861 констатировано нарушение Обществом как сетевой организацией установленного срока направления проекта договора заявителю - ООО "Титан" (отражены дата обращения ООО "Титан" в ПАО "Ленэнерго", значимый 15-дневный срок и его нарушение, с учетом фактического ответа в срок, превышающий 43 дня).
Этот факт установлен в рамках административного производства антимонопольным органом, а затем проверен и подтвержден в ходе административного судопроизводства судами с использованием представленных участниками спора доказательств.
Таким образом, нельзя признать состоятельным довод Общества о неопределенности результатов административного преследования, неполноте выводов административного органа, а равно о подмене судебными инстанциями юрисдикции административного органа.
Виновность заявителя установлена Управлением в соответствии с критериями вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Суды обоснованно согласились с назначенным УФАС административным штрафом как отвечающим превентивным целям административного наказания, требованиям статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридического ответственности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 по делу N А56-86275/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.