09 ноября 2018 г. |
Дело N А26-9984/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 08.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2018 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А26-9984/2017,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, город Петрозаводск, бульвар Интернационалистов, дом 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский район, город Суоярви, Суоярвское шоссе, дом 148 (далее - Предприятие), о взыскании 8880 руб. 54 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в период с июня по июль 2017 года по договору от 01.01.2017 N 90053.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.05.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, произведенный Обществом расчет задолженности не подтвержден первичными документами, в которых зафиксирован объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (счета-фактуры и расчет в виде таблицы составлены истцом в одностороннем порядке и не являются первичными документами; показания индивидуальных, общих приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, гарантирующим поставщиком в адрес Предприятия не передавались). Податель жалобы также оспаривает законность выставления Обществом корректировочных счетов и считает, что суды необоснованно отклонили контррасчет ответчика в отношении потребителей, которые не предоставляют показания индивидуальных приборов учета.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество, являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, поставляет электрическую энергию в находящиеся в управлении Предприятия многоквартирные жилые дома.
Между Обществом (гарантирующий поставщик) и Предприятием (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 90053 (далее - Договор) на поставку электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Во исполнение Договора Общество в июне - июле 2017 года поставило электроэнергию на общедомовые нужды и выставило Предприятию счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры) на оплату потребленного энергоресурса.
Наличие у Предприятия 8880 руб. 54 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в период с июня по июль 2017 года, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Поскольку электрической энергией обеспечивалось население жилых домов, находящихся в управлении Предприятия, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения.
Наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения (включающую в себя, в том числе, плату за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме) вносят управляющей организации (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Расчет объема электроэнергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, произведен истцом на основании пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, по формуле Vд = Voдпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Суды правомерно указали, что Предприятие как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е"(1) и "е"(2) пункта 31 Правил N 354 обязано ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.19 Договора Предприятие приняло на себя обязанность по снятию и передаче в адрес гарантирующего поставщика показаний общедомовых приборов учета.
Данные о показаниях индивидуальных приборов учета получены ресурсоснабжающей организацией от потребителей при расчетах с ними за электроэнергию, поставленную в жилые помещения. Документального подтверждения того, что установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, ответчиком не представлено.
Поскольку использованные истцом в расчете данные (показания общедомовых и индивидуальных приборов учета; нормативы потребления; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; площади жилых и нежилых помещений; тарифы) не опровергнуты допустимыми доказательствами, суды признали произведенный Обществом расчет стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период на общедомовые нужды, правильным.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в материалах дела первичных документов, подтверждающих правомерность произведенных Обществом корректировок объемов потребленной электрической энергии, является необоснованной. Обязанность Общества учитывать показания индивидуальных приборов учета, установленных у потребителей, предусмотрена Правилами N 354. Корректировка выставленных счетов-фактур с учетом переданных потребителями показаний индивидуальных приборов учета направлена на формирование корректных, соответствующих нормам действующего законодательства расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию, как с бытовыми потребителями, так и с Предприятием. Судами установлено, что основной причиной перерасчетов как по индивидуальному потреблению, так и по потреблению в местах общего пользования является нерегулярная и несвоевременная передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета, актуализация информации об используемых в расчетах площадях жилых и нежилых помещений, а также площадях общего имущества в многоквартирных домах, уточнении информации о количестве зарегистрированных граждан.
При этом все произведенные Обществом корректировки подтверждаются представленными ответчику и в материалы дела корректировочными документами, а именно корректировочными счетами-фактурами и актами приема-передачи энергии за спорные периоды.
Не принимаются судом кассационной инстанции и доводы подателя жалобы о том, что Общество необоснованно не производило начисление платы по нормативам за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых по информации, переданной потребителями - физическими лицами, в соответствующий расчетный месяц отсутствовало потребление электроэнергии.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случае, если потребителем передаются сведения об отсутствии потребления электроэнергии в жилом помещении, то плата за соответствующий расчетный месяц такому потребителю не начисляется, за исключением объема электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60 Правила N 354 начисление исходя из норматива потребления производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
Учитывая изложенное, суды правомерно отклонили представленный Предприятием контррасчет задолженности, признав его противоречащим порядку расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренному Правилами N 354, и нарушающим права потребителей - собственников жилых помещений.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, приведенные подателем жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Предприятия.
Определением суда кассационной инстанции от 06.08.2018 Предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Принимая во внимание результат кассационного рассмотрения, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Предприятия подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 2 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А26-9984/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (186870, Республика Карелия, Суоярвский район, город Суоярви, Суоярвское шоссе, дом 148) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.