14 ноября 2018 г. |
Дело N А56-90956/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Судас Н.Е. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Вересовой О.В. (доверенность от 11.10.2018), от Жилищного комитета Гуттиной Н.Н. (доверенность от 26.12.2017),
рассмотрев 14.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 (судья Золотарева Я.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 (судьи Черемошкина В.В., Масенкова И.В., Сотов И.В.) по делу N А56-90956/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. "А",ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании (с учетом уточнения требований) 700 544 руб. 37 коп. межтарифной разницы за декабрь 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невская 40", место нахождения: 193313, Санкт-Петербург, ул. Подвойского, д. 16, корп. 1, лит. в пом. 12Н, ОГРН 1127847628260, ИНН 7811536885 (далее - Управляющая компания).
Решением суда от 20.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что предоставил Предприятию субсидии на основании отчетов и актов сверок, убытки истцу не причинил. В то же время отмечает, что субсидии за декабрь 2014 года истец не получил виду позднего подписания акта сверки с третьим лицом.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Управляющая компания уведомлена о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (ресурсоснабжающей организацией) и Управляющей компанией (исполнителем) заключен договор от 01.04.2016 N 2818.34.046.4 (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а исполнитель обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Датой начала поставки ресурососнабжающей организацией коммунального ресурса считается 01.12.2014 (пункт 2.2 Договора).
В приложениях к Договору поименованы сведения об объектах теплоснабжения и их характеристиках, расположенных по адресам: ул. Ворошилова, д. 29, корп. 1, лит. "А", ул. Ворошилова, д. 25, корп. 1, лит. "А" (жилые дома).
В разделе 6 Договора определен порядок расчетов за коммунальные ресурсы, согласно которому стоимость ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Во исполнение условий Договора Предприятие в декабре 2014 года поставило в жилые дома, находящиеся в управлении Управляющей компании, тепловую энергию стоимостью 2 805 998 руб. 04 коп., из которой 2 105 453 руб. 67 коп. следовало оплатить по тарифу для населения. Разница в тарифах составила 700 544 руб. 37 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате межтарифной разницы, Предприятие направило в адрес Комитета претензию от 22.08.2017 N 58-13/31-243 с требованием оплатить долг.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р Предприятию установлены тарифы на теплоснабжение на территории Санкт-Петербурга на 2014 год в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - в размере 1590,25 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год, в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС).
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Спор по объему поставленного в жилые дома ресурса отсутствует. Управляющая компания объем поставленного в декабре 2014 года ресурса подтвердила в акте сверки от 15.06.2017. Столь позднее подписание истцом и третьим лицом акта сверки не лишает Предприятие права на получение из бюджета межтарифной разницы, которая объективно существует, и размер которой подтвержден.
Комитет не компенсировал межтарифную разницу. Ввиду отсутствия доказательств перечисления спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суды удовлетворили исковые требования.
Оснований для иных выводов кассационная инстанция не находит.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 по делу N А56-90956/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербурга в лице Жилищного Комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.