15 ноября 2018 г. |
Дело N А56-84850/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Балтийской таможни Андреюшковой О.М. (доверенность от 27.12.2017), Чуниной Н.А. (доверенность от 25.01.2018),
рассмотрев 08.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2018 (судья Грачева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-84850/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВРК", место нахождения: 358000, Республика Калмыкия, город Элиста, улица В.И. Ленина, дом 249, эт/пом/каб 4/413/411, ОГРН 1107746642673, ИНН 7715823975 (далее - ООО "ТВРК", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга Ленинградской области с заявлением об оспаривании требований Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), об уплате таможенных платежей от 05.09.2017 N N 3055, 3056, 3054, от 08.09.217 N 3066, от 11.09.2017 NN 3067, 3068, 3069, 3071, 3072, 3073, 3074, 3075, 3076, от 13.09.2017 NN 3093, 3094, 3095 на общую сумму 2 852 073 руб. 37 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018, требования Общества удовлетворены, оспариваемые требования об уплате таможенных платежей признаны недействительными, с таможенного органа в пользу заявителя взыскано 48 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе ООО "ТВРК" в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, ввезенный Обществом товар правомерно классифицирован таможенным органом по коду 0702 00 000 2 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД). В обоснование своей позиции Таможня указывает, что в поданных заявителем декларациях на товары (далее - ДТ) сведения о классификационном коде товара неправомерно заявлены не на дату подачи ДТ, а на дату выпуска товара, который в данном случае имел место до подачи деклараций. Декларант имел возможность подать ДТ в том же месяце, в котором ввезло товар, поскольку знал о том, что товар является сезонным и от даты подачи ДТ зависит его классификации в соответствии с ТН ВЭД. Таможенный орган не оспаривает, что обязанность по уплате таможенных платежей возникает у декларанта при выпуске товаров, то есть до подачи ДТ, однако в силу прямого указания в подпункте 3 пункта 2 статьи 197 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) расчет таможенных платежей должен осуществляться на день подачи ДТ. Положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, в редакции от 1999 года), на которые сослались двух инстанций, регулируют предварительное таможенное декларирование товаров (статья 193 ТК ТС) и не применимы к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в данном случае, в отличие от порядка предварительного декларирования, ДТ были поданы после ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС.
В письменных пояснениях на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ООО "ТВРК" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в марте 2016 года ООО "ТВРК" с целью помещения товара "томаты свежие" (страна происхождения и отправления - Марокко) под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" до подачи ДТ в соответствии со статьей 197 ТК ТС представило в Таможню обязательства от 05.03.2016 N 10216020/050316/ОБ000058, от 09.03.2016 N 10216020/090316/ОБ000061, от 10.03.2016 NN 10216020/100316/ОБ000065, 10216020/100316/ОБ000064, от 11.03.2016 N 10216020/110316/ОБ000066, от 15.03.2016 N 10216020/160316/ОБ000069, от 16.03.2016 NN 10216020/160316/ОБ000072, 10216020/160316/ОБ000071, 10216020/160316/ОБ000070, от 21.03.2016 N 10216020/210316/ОБ000076, от 23.03.2016 N 10216020/230316/ОБ000080, от 29.03.2016 NN 10216020/290316/ОБ000085, 10216020/290316/ОБ000087, 10216020/290316/ОБ000084, 10216020/290316/ОБ000086, согласно которым заявитель обязался подать таможенные декларации на товар и представить необходимые документы и сведения в установленный таможенным органом срок.
Вместе с указанными обязательствами Общество представило в таможенный орган товаросопроводительные документы, документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, свидетельство от 15.10.2015 N 10000/0166А о включении ООО "ТВРК" в реестр уполномоченных экономических операторов, выданное ФТС России (приказом ФТС России от 15.04.2016 N 770 выдано новое свидетельство от 15.04.2016 N 10000/0166Б).
Товары выпущены Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей и с установлением срока подачи таможенных деклараций, документов и сведений до 10.04.2016.
В апреле 2016 года Общество во исполнение обязательств подало в Таможню ДТ N N 10216020/030416/0010804 (товар N 1), 10216020/030416/0010805, 10216020/030416/0010811, 10216020/030416/0010815, 10216020/040416/0010975, 10216020/040416/0010977, 10216020/040416/0010979, 10216020/050416/0011127, 10216020/050416/0011128, 10216020/050416/0011133, 10216020/050416/0011151, 10216020/080416/0011575, 10216020/090416/0011678, 10216020/090416/0011679, 10216020/090416/0011680, 10216020/090416/0011681, 10216020/090416/0011682, 10216020/090416/0011695, в которых заявлен товар "томаты свежие, с 1 января по 31 марта, не содержат ГМО, страна отправления и происхождения - Марокко".
В графе 33 ДТ декларантом указан код 0702 00 000 1 ТН ВЭД, которому соответствует товарная подсубпозиция "Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды: томаты свежие или охлажденные: - с 1 января по 31 марта" (ставка ввозной таможенной пошлины составила 10%, но не менее 0,053 евро за 1 кг).
В графе 36 ДТ ООО "ТВРК" заявило о наличии права на применение тарифных преференций по таможенной пошлине (7,5%), представив в таможенный орган сертификаты о происхождении товара по форме "А".
Сведения и расчеты, указанные в ДТ, приняты таможенным органом.
В дальнейшем после выпуска товаров Таможня в период с 25.07.2017 по 25.08.2017 на основании статьи 131 ТК ТС провела камеральную таможенную проверку в отношении ООО "ТВРК" по вопросу достоверности заявленного кода товара в соответствии с ТН ВЭД.
В ходе проверки таможенный орган пришел к выводу, что в отношении ввезенного товара подлежит применению код 0702 00 000 2 ТН ВЭД, поскольку ДТ в отношении данного товара поданы декларантом уже в апреле 2016 года.
По результатам проверки составлен акт от 25.08.2017 N 10216000/210/250817/А000188 и приняты решения от 25.08.2017 по классификации товаров по ДТ NN 10216020/030416/0010804 (товар N 1), 10216020/030416/0010805, 10216020/030416/0010811, 10216020/030416/0010815, 10216020/040416/0010975, 10216020/040416/0010977, 10216020/040416/0010979, 10216020/050416/0011127, 10216020/050416/0011128, 10216020/050416/0011133, 10216020/050416/0011151, 10216020/080416/0011575, 10216020/090416/0011678, 10216020/090416/0011679, 10216020/090416/0011680, 10216020/090416/0011681, 10216020/090416/0011682, 10216020/090416/0011695 в товарной подсубпозиции 0702 00 000 2 ТН ВЭД "овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды: томаты свежие или охлажденные: - с 1 апреля по 30 апреля", ставка ввозной таможенной пошлины по которой составила 15%, но не менее 0,08 евро за 1 кг.
Указанные решения послужили основанием для принятия Таможней решений от 25.08.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения указанные в спорных ДТ, которыми внесены корректировки, в том числе, в графы 33 (код товара) и 47 (исчисление платежей), В (подробности подсчета), что повлекло доначисление таможенных платежей.
Обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей от 05.09.2017 N N 3055, 3056, 3054, от 08.09.217 N 3066, от 11.09.2017 NN 3067, 3068, 3069, 3071, 3072, 3073, 3074, 3075, 3076, от 13.09.2017 NN 3093, 3094, 3095 на общую сумму 2 852 073 руб. 37 коп.
Считая требования об уплате таможенных платежей незаконными, ООО "ТВРК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, исследовали обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства, их доводы и пришли к выводу о правомерной классификации Обществом ввезенного товара в товарной подсубпозиции 0702 00 000 1 ТН ВЭД и исчислении ввозной таможенной пошлины исходя из ставок на дату выпуска товара, в связи с чем удовлетворили требования заявителя, признав оспариваемые требования об уплате таможенных платежей недействительными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Общество классифицировало товар по коду 0702 00 000 1 ТН ВЭД "овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды: томаты свежие или охлажденные: - с 1 января по 31 марта", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 10%, но не менее 0,053 евро за 1 кг.
В ходе проверки таможенный орган посчитал, что поскольку ДТ поданы декларантом уже в апреле 2016 года ввезенные товары подлежат классификации по коду 0702 00 000 2 ТН ВЭД "овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды: томаты свежие или охлажденные: - с 1 апреля по 30 апреля", в связи с чем расчет ввозной таможенной пошлины должен производиться в соответствии с указанным кодом по ставке 15%, но не менее 0,08 евро за 1 кг, действующей на дату подачи ДТ.
Согласно ТН ВЭД с 1 октября ставка таможенной пошлины на свежие помидоры вновь понижается до 10%, но не менее 0.053 евро за 1 кг.
Из приведенных положений ТН ВЭД видно, что законодатель определил различную ставку в отношении одного и того же товара в зависимости от времени его ввоза и таможенного оформления в целях защиты экономических интересов российского производителя аналогичного товара.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ООО "ТВРК" как уполномоченный экономический оператор применило упрощенную процедуру декларирования товаров, предусмотренную статьей 197 ТК ТС.
Как следует из пункта 1 статьи 197 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 настоящего Кодекса, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:
1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;
2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;
3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 197 ТК ТС при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:
1) возникает у декларанта с даты такого выпуска;
2) прекращается в случаях, установленных подпунктами 1) - 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 настоящего Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;
3) подлежит исполнению:
до истечения срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;
в случае, если в течение срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров - в последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.
В отношении товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 197 ТК ТС).
В данном случае обязательства о подаче ДТ и предоставлении необходимых документов и сведений, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС, в отношении спорного товара представлены Обществом в таможенный орган в марте 2016 года.
Суды двух инстанций, проанализировав обстоятельства дела и доводы сторон по правилам статей 65, 71 и 200 АПК РФ, обоснованно отклонили доводы Таможни о том, что поскольку ДТ на спорный товар поданы Обществом уже в апреле 2016 года, когда действовала иная, более высокая ставка таможенной пошлины, то товар подлежал классификации по коду 0702 00 000 2 ТН ВЭД и при исчислении таможенных платежей соответственно должна применяться более высокая ставка ввозной таможенной пошлины несмотря на то, что выпуск товара в свободное обращение осуществлен в марте 2016 года (до подачи ДТ).
Суды правомерно указали, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 197 ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей возникла у декларанта в день выпуска товара и прекращается в момент фактической уплаты таможенных пошлин, а если в течение срока, указанного в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров - в последний день срока, указанного в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что товар выпущен в свободное обращение с использованием Обществом таможенных упрощений в марте 2016 года. В поданных в дальнейшем ДТ указана неверная дата выпуска товаров, поскольку согласно пояснениям Таможни при выпуске товара до подачи ДТ указание в декларации фактической даты выпуска товара технически не предусмотрено. Однако неверное указание в ДТ даты выпуска товара не может изменять таможенные правила для участников внешнеэкономической деятельности и влиять на обязанность декларанта по уплате таможенных платежей.
В отношении подлежащих применению ставок ввозной таможенной пошлины суды исходили из того, что таможенные платежи правомерно рассчитаны декларантом в соответствии с кодом 0702 00 000 1 ТН ВЭД, действовавшим на дату выпуска товара, а их уплата была возможна до 10 числа следующего за месяцем выпуска товара, что соответствует отсрочке уплаты таможенных платежей. И только в случае, если декларант не подал декларацию в установленный для этого период, ТК ТС предусмотрен пересчет подлежащих уплате таможенных платежей на последний день такого срока, в связи с неисполнением декларантом взятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае товар фактически ввезен и выпущен в обращение в период, когда для импортеров в отношении данного вида сельскохозяйственной продукции действовала льготная ставка ввозной таможенной пошлины, ДТ поданы в установленный срок, в связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии у Таможни оснований для классификации товара по коду 0702 00 000 2 ТН ВЭД исходя из даты подачи ДТ и доначисления в связи с этим таможенных платежей, а также о правомерности уплаты Обществом таможенных платежей с применением ставки по коду 0702 00 000 1 ТН ВЭД, действовавшему на дату выпуска товара.
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела кассационная инстанция полагает возможным согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку такая позиция, как верно отметили суды, согласуется с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола от 26.06.1999; далее - Конвенция), к которой Российская Федерация присоединилась 04.04.2011 (дата ратификации) в связи с принятием Федерального закона от 03.11.2010 N 279-ФЗ.
В соответствии с главой "Очистка и другие таможенные формальности" Генерального соглашения к Конвенции в тех случаях, когда по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, декларант не располагает всей информацией, требующейся для заполнения декларации на товары, разрешается подача предварительной или неполной декларации на товары при условии, что она содержит сведения, признанные таможенной службой необходимыми, и что декларант обязуется дополнить ее в установленный срок (Стандарт 3.13). Если таможенная служба регистрирует предварительную или неполную декларацию на товары, применяемое к этим товарам тарифное регулирование не должно отличаться от того, которое применялось бы, если бы с самого начала была подана полная и надлежащим образом заполненная декларация на товары (Стандарт 3.14).
Оснований не учитывать приведенные нормы Конвенции у таможенного органа и судов не имелось. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, как и предварительное таможенное декларирование товаров, относится к специальным упрощениям, предусмотренным таможенным законодательством, при этом особый (отличный от применяемого при предварительном декларировании) порядок тарифного регулирования в случае выпуска товаров до подачи декларации в Конвенции не оговорен.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что в пункте 18 статьи 120 применяемого с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что при выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
При таком положении оспариваемые в рамках настоящего дела требования об уплате таможенных платежей правомерно признаны судами недействительными.
Доводы кассационной жалобы таможенного органа повторяют его позицию по делу, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется. Несогласие Таможни с выводами судов, иное толкование положений закона и норм международного права в данном случае не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушении судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений сторон, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу N А56-84850/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.