19 ноября 2018 г. |
Дело N А26-609/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранланд" генерального директора Рожанского И.Б. (решение единственного учредителя от 18.02.2018), Куроптева Е.А. (доверенность от 19.04.2018), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алешиной С.С. (доверенность от 06.02.2018 N 73-д), Тыркиной Е.И. (доверенность от 12.11.2018 N 144-д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А26-609/2018 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Пряхина Ю.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранланд", место нахождения: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Первомайский пр., д. 9, кв. 25, ОГРН 1061001003975, ИНН 1001172847 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании недействительным пункта 2 приказа Министерства от 21.12.2017 N 2162 в части установления для Общества размера разового платежа за пользование недрами, равного 4 114 262 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением от 29.03.2018 (судья Подкопаев А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 данное решение отменено; приказ Министерства от 21.12.2017 N 2162 в оспариваемой части признан недействительным; на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить постановление от 01.08.2018, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, расчет разового платежа правомерно произведен Министерством исходя из стоимости щебня, поскольку в соответствии с выданной лицензией Обществу предоставлено исключительное право добычи строительного камня именно для производства щебня; по своей правовой природе разовый платеж за пользование недрами не является налоговым платежом, в связи с чем не применима аналогия в части определения строительного камня как объекта налогообложения для исчисления налога на добычу полезного ископаемого; выводы апелляционного суда основаны на Предложении недропользователя к условиям пользования недрами, не относящемся к тем документам, которые прилагаются к заявке на получение права пользования участками недр местного значения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что добытым полезным ископаемым на месторождении Гранитное, исходя из стоимости которого должен производиться расчет разового платежа, является строительный камень, а не щебень, представляющий продукт переработки добытого полезного ископаемого.
В судебном заседании представители Министерства поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Общества против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 21.12.2017 N 2162 Обществу предоставлено право пользования недрами на месторождении Гранитное, расположенном на территории Лахденпохского муниципального района, для разведки и добычи строительного камня с целью производства щебня на срок до 30.12.2042; Отделу геологии и лицензирования предписано оформить и выдать Обществу лицензию в установленном законом порядке. Пунктом 2 названного приказа установлен размер разового платежа за пользование недрами, равный 4 114 262 руб. согласно приложению.
Обществу выдана лицензия серии ПТЗ N 80434 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча строительного камня на месторождении Гранитное для производства щебня, сроком действия до 30.12.2042.
Общество, полагая, что расчет размера разового платежа произведен Министерством неверно и необоснованно завышен, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, устанавливаются в лицензии в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94 утверждены Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов (далее - Правила).
Согласно пунктам 3, 4 Правил минимальный размер разового платежа рассчитывается по формуле, одним из элементов которой является расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (среднегодовая добыча полезного ископаемого). В свою очередь, расчетная величина суммы налога определяется по формуле, включающей стоимость единицы добытого полезного ископаемого, вид которого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая стандартам. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно подпункту 10 пункта 2 той же статьи видом добытого полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, в том числе камень строительный.
Как разъяснено в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64, при применении пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом. Не признается по общему правилу полезным ископаемым продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.). Не во всех случаях полезным ископаемым признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Как усматривается из расчета разового платежа, являющегося приложением к приказу Министерства от 21.12.2017 N 2162, при определении размера этого платежа Министерство исходило из стоимости единицы реализации щебня как добытого полезного ископаемого.
Между тем, как видно из пункта 1 приказа и выданной Обществу лицензии на пользование недрами, недропользователю предоставлено право пользования недрами на месторождении Гранитное для разведки и добычи строительного камня с целью производства щебня.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав условия лицензии, с учетом приведенных выше положений законодательства правомерно пришел к выводу, что в данном случае добытым полезным ископаемым является строительный камень, поскольку процесс добычи полезного ископаемого может включать в себя помимо операции по непосредственному извлечению минерального сырья из недр также и комплекс технологических операций по доведению извлеченного сырья до соответствующего стандарта. Поскольку щебень не является видом добытого полезного ископаемого, а представляет собой продукт дальнейшей переработки (измельчения) добытого полезного ископаемого - строительного камня, то есть результат не добычи, а производства, размер разового платежа за пользование недрами в целях разведки и добычи строительного камня подлежал определению исходя из стоимости строительного камня, а не щебня.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда об удовлетворении требований Общества является правильным.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции в части определения вида добытого полезного ископаемого, стоимость которого должна учитываться при расчете разового платежа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А26-609/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64, при применении пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом. Не признается по общему правилу полезным ископаемым продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.). Не во всех случаях полезным ископаемым признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2018 г. N Ф07-14059/18 по делу N А26-609/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14059/18
01.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12311/18
29.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-609/18
26.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-609/18