21 ноября 2018 г. |
Дело N А66-16787/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 21.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.04.2018 (судья Истомина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 (судьи Тарасова О.А., Кутузова И.В., Холминов А.А.) по делу N А66-16787/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационное хозяйство" (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Московская, д. 26, оф. 2, ОГРН 1136952022020, ИНН 6950176170; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 5" (место нахождения: 171508, Тверская обл., г. Кимры, проезд Титова, д. 12, ОГРН 1026901661566, ИНН 6910008919; далее - Учреждение) о взыскании (с учетом уточнения требований) 36 525 руб. 07 коп. задолженности в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 7009 руб. 56 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Кимры Тверской области (далее - Администрация), индивидуальный предприниматель Лукьянова Мария Анатольевна.
Решением суда от 17.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, неправильное применение норм права, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Общества, поскольку Учреждение осуществляет производство готовых пищевых продуктов и блюд, истец вправе без отбора проб производить расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2017 N 413 (далее - Договор), по условиям которого Общество, осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать на объект абонента (школу) через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду установленного качества, в объеме, определенном Договором, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный Договором режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить Обществу оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенные в Договоре.
Сведения об установленных абоненту нормативах допустимых сбросов и установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод приведены в приложении 6 к Договору.
Порядок контроля состава и свойств сточных вод установлен в пунктах 5.4 - 5.8 Договора. Этот порядок предполагает проведение отбора проб воды в местах отбора проб, определенных в приложении N 1, и лабораторных исследований.
По сообщению Администрации (письмо от 12.03.2017 N 1288) Учреждение имеет в своем составе подразделение, занимающееся производством готовых блюд и стиркой изделий из ткани.
В ходе проверки Обществом узла учета (акт от 24.08.2017) установлено, что на объекте имеется кухня, которая осуществляет производство готовых пищевых блюд.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся, в частности, предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, осуществляющего указанное производство, в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Не производя отбора проб и руководствуясь положениями пункта 123(4) Правил N 644, Общество выставило ответчику счета-фактуры, содержащие сведения о размере платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом компенсационного коэффициента 0,5 как для предприятия общественного питания, или предприятия, осуществляющего производство готовых пищевых продуктов и блюд, объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которого составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
Учреждение оплатило счета частично, что послужило основанием настоящего иска.
Суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу о том, что Учреждение не соответствует критериям, перечисленным в пункте 123(4) Правил N 644.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N 644.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения, в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Несмотря на согласованный в Договоре порядок проведения производственного контроля сточных вод Учреждения истец считает, что вправе без отбора проб и проведения лабораторных исследований выставлять абоненту счета-фактуры, содержащие плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Суды не согласились с доводами истца.
Для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123(4) Правил N 644 формуле абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям: осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента должна отсутствовать техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод без учета сточных вод иных абонентов.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)" (далее - ОКВЭД 2), который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2).
Производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно группировке 10.85 ОКВЭД 2 является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей в себя: производство готовых (т.е. приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания; производство блюд из мяса или мяса птицы; производство рыбных блюд, включая рыбные чипсы; производство овощных блюд; производство замороженной или иным образом законсервированной пиццы; производство блюд местной и национальной кухни.
Таким образом, в данный раздел внесена деятельность по непосредственному производству пищевых продуктов для целей реализации неопределенному кругу лиц и не связанную с непосредственным потреблением такой продукции в месте ее производства.
Из приведенных характеристик следует, что деятельность в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд должна быть профессиональной деятельностью субъектов экономической деятельности, направленной на получение коммерческого результата, т.е. прибыли.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ответчика является образование среднее общее (код деятельности - 85.14 ОКВЭД 2).
В соответствии с Уставом, утвержденном постановлением Главы муниципального образования "Город Кимры" от 31.12.2015 N 762-па, ответчик является муниципальным общеобразовательным учреждением, созданным для осуществления образовательной деятельности.
В силу пунктов 1.15 и 1.17 Устава Учреждения оно создает необходимые условия для работы организации общественного питания и медицинских учреждений, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся и работников.
Таким образом, Учреждение оказывает услуги в сфере образования и не осуществляет деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд. Оно должно лишь создать условия для работы организации общественного питания.
В деле отсутствуют доказательства того, что в спорный период Учреждение вело профессиональную хозяйственную деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд.
Таким образом, в рассматриваемом случае суды пришли к верному выводу о том, что ответчик не соответствует критериям, перечисленным в пункте 123(4) Правил N 644.
Истец документально не подтвердил, что сточные воды, отводимые ответчиком в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы. Пробы сточных вод истец не отбирал.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с Учреждения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не имеется.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судами правильно применены нормы права, принятые по делу судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А66-16787/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.