21 ноября 2018 г. |
Дело N А26-862/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Дмитриевой К.Г. (доверенность от 31.10.2018 N 320),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2018 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Савина Е.В., Изотова С.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-862/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", место нахождения: 190098, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20 - 22, лит. А, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Олонецкого национального муниципального района, место нахождения: 186000, Республика Карелия, район г. Олонец, ул. Свирских дивизий, д. 1, ОГРН 1021001027629, ИНН 1014002151 (далее - Администрация), о взыскании 31 984 руб. 02 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в октябре и ноябре 2017 года, и 693 руб. 97 коп. пеней (с учетом уточнения иска).
Решением от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2018, иск удовлетворен частично, с Администрации в пользу Общества взыскано 10 530 руб. 16 коп. задолженности и 156 руб. 50 коп. пеней, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 24.05.2018 и постановление от 21.08.2018 отменить в части удовлетворения иска и отказать в иске полностью.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в деле отсутствуют доказательства того, что тепловые потери, стоимость которых взыскана с Администрации, возникли на участке тепловых сетей, находившемся в ее владении. Протокол совещания от 14.02.2018 не является правоустанавливающим документом, застройщиком, заказчиком строительства жилого дома Администрация не являлась.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие. В ходатайстве от 16.11.2018 N 7984, направленном в суд округа через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр", Администрация просила рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу в аренду переданы объекты теплоэнергетики (котельные и тепловые сети) поселка Ильинский Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия для обеспечения теплоснабжением потребителей данного населенного пункта.
Согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 N 740р-П "Об утверждении перечня государственного имущества Республики Карелия, передаваемого в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района" в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 N 129-П, квартиры дома N 8А по улице Луначарского в поселке Ильинский из государственной собственности Республики Карелия переданы в муниципальную собственность.
В октябре и ноябре 2017 года в отсутствие договора теплоснабжения Общество поставило в вышеуказанный многоквартирный дом тепловую энергию и горячую воду, для оплаты которых выставило в адрес Администрации счета-фактуры от 31.10.2017 N 68153/0584-5-16/1014 и от 30.11.2017 N 80823/0584-5-16/1014 на общую сумму 68 910 руб. 12 коп.
Ссылаясь на то, что Администрация в полном объеме потребленную в спорный период тепловую энергию не оплатило, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили частично, взыскав с Администрации стоимость тепловых потерь во внешних сетях и отказав в остальной части иска.
Судебные акты обжалуются только в части удовлетворения иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Установив, что в спорный период все жилые помещения многоквартирного дома были либо заселены, либо уже Администрации не принадлежали и руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды отказали в иске о взыскании с Администрации стоимости тепловой энергии, поставленной в жилые помещения.
При рассмотрении спора суды установили, что в расчет задолженности включена стоимость тепловых потерь в размере 10 530 руб. 16 коп., образовавшихся на внешней сети теплотрассы, проходящей от границы балансовой принадлежности до спорного дома и находящейся в ведении Администрации.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Общество, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник или владелец тепловых сетей обязан оплатить потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии.
Пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, предусмотрено, что потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Обществу спорный участок теплотрассы по договору аренды от 13.05.2013 N 51, заключенного с Госкомитетом по имуществу Республики Карелия не передавался.
В силу статьи 36 ЖК РФ и положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 стоимость потерь во внешней тепловой сети, не являющейся общим имуществом многоквартирного дома, не может быть предъявлена к оплате населению.
Доказательств того, что спорный участок тепловой сети относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома, в материалы дела не представлено.
Из протокола совещания по вопросу принадлежности тепловых сетей для подключения многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось в рамках реализации программы расселения аварийного жилья на территории Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского и Лахденпохского муниципальных районов от 14.02.2018, проводимого с участием главы Олонецкого городского поселения, следует, что тепловые сети (в том числе участок тепловой сети дома N 8А по улице Луначарского в поселке Ильинский) передавались в соответствующие администрации органов местного самоуправления, а в теплоснабжающие организации для эксплуатации и обслуживания не переданы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что Администрация является лицом, в ведении которого в спорный период находился спорный участок внешних тепловых сетей, а следовательно, обязана оплатить стоимость тепловых потерь.
Установив, что Администрация своевременно задолженность по оплате стоимости тепловых потерь во внешних сетях не оплатила, суды признали правомерным требование истца о взыскании с Администрации 156 руб. 50 коп. пеней.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали в Администрации 10 530 руб. 16 коп. задолженности и 156 руб. 50 коп. пеней, отказав в остальной части иска.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А26-862/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.