29 ноября 2018 г. |
Дело N А56-37887/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 10.01.2018),
рассмотрев 28.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Юрков И.В.) по делу N А56-37887/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района", место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 24/9, ОГРН 1089847130988, ИНН 7802429125 (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., дом 68 лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, заинтересованное лицо, ГЖИ) от 28.02.2018 по делу об административном правонарушении N 539/18, которым Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 23.04.2018 и постановление от 01.08.2018, принять по делу новый судебный акт. Общество указало на неправильную квалификацию правонарушения и полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу ГЖИ просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГЖИ поддержал свою правовую позицию.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, специалистом ГЖИ 02.02.2018 на основании распоряжения от 09.01.2018 N 1-р проведен осмотр территории по адресам: Санкт-Петербург, Поэтический бульвар, дом 8, литера А; проспект Культуры, дом 26, корпус 3, литера А; проспект Луначарского, дом 56, корпус 1, литера А; улица Есенина, дом 15, корпус 1, литера А; улица Руднева, дом 29, корпус 3, литера А, в ходе которого выявлены нарушения требований приложения 5 "Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга", утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила), а именно: по адресам: Санкт-Петербург, улица Есенина, дом 15, корпус 1, литера А допущено складирование снега на газонах в зоне зеленых насаждений со стороны входов на лестничные клетки; Санкт-Петербург, проспект Луначарского, дом 56, корпус 1, литера А допущено складирование снега на газоне по л/кл. N 10; Санкт-Петербург, Поэтический бульвар, дом 8, литера А допущено складирование снега на газоне справа от входа на л/кл; Санкт-Петербург, улица Руднева, дом 29, корпус 3, литера А допущено складирование снега на газоне слева от входа на л/кл; Санкт-Петербург, проспект Культуры, дом 26, корпус 3, литера А допущено складирование снега на газоне со стороны д. 33 по Придорожной аллее, что является нарушением пункта 4.15.1 приложения 5 Правил; по адресу: Санкт-Петербург, Поэтический бульвар, дом 8, литера А не обеспечена ручная уборка снега внутридворового проезда (земли общего пользования) со стороны д. 5 к. 2 по ул. Ивана Фомина.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра от 02.02.2018 N 05/1232-1 с материалами фотофиксации. Заявитель извещен о проведении осмотра территории уведомлением от 30.01.2018 N 05/1232.
В отношении Общества (при участии его законного представителя) Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 06.02.2018 N 05/1232-1 применительно к пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Постановлением от 28.02.2018 N 539/18 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной ГЖИ меры ответственности либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закон N 273-70 (действовавшего на момент совершения административного правонарушения) нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влекло наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Требования в данной сфере в Санкт-Петербурге предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961.
Согласно пункту 4.4 приложения N 5 к Правилам N 961 удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах.
В силу пункта 4.6 приложения N 5 к Правилам N 961 уборка территорий производится не позднее восьми часов утра.
В соответствии с пунктом 4.15.1 приложения N 5 к Правилам N 961 в целях организации надлежащего содержания не допускается складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга) в канализационные колодцы, в водные объекты (на поверхности льда, покрывающего акваторию водных объектов), на трассах тепловых сетей.
Как установлено административным органом и судами, Общество является управляющей организацией проверяемых ГЖИ многоквартирных домов.
Соответствующим обязанностям Общества как управляющей организации корреспондируют требования частей 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Наличие в действиях Общества всех элементов вмененного правонарушения установлено судами и подтверждается материалами дела: протоколом осмотра от 02.02.2018 N 05/1232-1 с материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 06.02.2018 N 05/1232-1 и не оспаривается Обществом.
Вина Общества оценена судами с учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физического лица, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную возможность для соблюдения требований Правил N 961.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, указав на отсутствие признаков малозначительности деяния.
Назначенное ГЖИ административное наказание отвечает требованиям раздела IV КоАП РФ, статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Довод Общества о неверной квалификации административного правонарушения правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, исходя из объекта регулирования, нарушения заявителем требований установленных Правилами N 961.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А56-37887/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.