29 ноября 2018 г. |
Дело N А42-465/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участи от публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" Пушкаревой Ю.С. (доверенность от 01.02.2017), от отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Доброславина В.И. (доверенность от 09.01.2018 N 43),
рассмотрев 26.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2018 (судья Кушниренко В.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Толкунов В.М., Сомова Е.А., Юрков И.В.) по делу N А42-465/2018,
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманский траловый флот" (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, 43, ОГРН 1025100833966, ИНН 5100000010; далее - общество, ПАО "МТФ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (место нахождения: 183001, г. Мурманск, Подгорная ул., 58; 190005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19, лит. У, ОГРН 1047855093747, ИНН 7839304330; далее - отдел, СЗМТУ) от 27.10.2017 N 41/07.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2018, заявление удовлетворено частично; оспариваемое предписание признано недействительным в части признания общества нарушившим требования нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при использовании неповеренных средств измерений: частотомеров на судах МК-0378 "Капитан Назин" (акт о калибровке средств измерений от 19.11.2016 N 469/16), М-0204 "Яков Гунин" (акт о калибровке средств измерений от 20.01.2016 N 06/16), МК-0356 "Рыбак" (акт о калибровке средств измерений от 05.11.2016 N 507/16), М-0278 "Бухта Наездник" (сертификат о калибровке от 03.01.2017 N 02/004/2017), М-0202 "Борис Зайцев" (акт о калибровке средств измерений от 06.01.2016 N 06/16), МК-0361 "Василий Головнин" (акт о калибровке средств измерений от 23.05.2017 N 103/17), МК-0007 "Павел Кутахов" (акт о калибровке средств измерений от 30.06.2017 N LT 124/17), М-0275 "Александр Косарев" (акт о калибровке средств измерений от 01.03.2016 N 10/16); термометра контактного "ТК-5.01-М" N 1261387 (регистрационный сертификат от 27.06.2017) на судне МК-0007 "Павел Кутахов"; термометра модели "AQUATUFF" (регистрационный сертификат от 27.06.2017) на судне М-0275 "Александр Косарев"; в части отсутствия на судах поверенных гирь для юстирования (пункт 1 предписания); в части обязания ПАО "МТФ" обеспечить поверку частотомеров, термометра контактного "ТК-5.01-М" N 1261387 и термометра модели "AQUATUFF" (пункт 2 предписания); в части запрета применения средств измерений: частотомеров на судах МК-0378 "Капитан Назин", М-0204 "Яков Гунин", МК-0356 "Рыбак", М-0278 "Бухта Наездник", М-0202 "Борис Зайцев", МК-0361 "Василий Головнин", МК-0007 "Павел Кутахов", М-0275 "Александр Косарев"; термометра контактного "ТК-5.01-М" N 1261387 на судне МК-0007 "Павел Кутахов"; термометра модели "AQUATUFF" на судне М-0275 "Александр Косарев" (пункт 3 предписания). В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал отдел устранить нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты в части отказа в признании предписания недействительным (в части запрета на применение неповеренных манометров, манноваккуомметров, амперметров, вольтметров, омметров, ваттметров, тахометров). Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права. ПАО "МТФ" полагает, что выявленные отделом нарушения не могут считаться объективными. Податель жалобы указывает на неправомерность вывода судов о том, что общество, используя не рыболовецких судах поименованные в оспариваемом предписании измерительные приборы, осуществляет регулируемую государством деятельность в области выполнения работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
По мнению общества, выводы судов не отвечают требованиям статей 1, 13 и 15 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ, Закон), статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 3, 6 и 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель отдела отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом СЗМТУ от 07.09.2017 N 542 отделом в отношении ПАО "МТФ" проведена плановая документарная и выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 27.10.2017 N 97/07, в котором зафиксировано применение обществом средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку (применение неповеренных средств измерений).
В целях устранения нарушений отдел выдал ПАО "МТФ" предписание от 27.10.2017 N 41/07.
В пункте 1 предписания указано на нарушение обществом части 1 статьи 5, части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ, требований к измерениям, средствам измерений, а равно Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815), разделов I, III, IV, VI к измерениям, средствам измерений, порядку поверки средств измерений, при выполнении измерений, которые в соответствии со статьей 1 Закона N 102-ФЗ относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в части применения средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку. В этом же пункте предписания последовательно отражены определенные средства измерений и документы на них применительно к принадлежащим обществу судам, а также указано на нарушение условий эксплуатации средств измерений: отсутствие на определенных судах поверенных гирь для юстирования.
Согласно пункту 2 предписания общество обязано в срок до 29.06.2018 обеспечить поверку средств измерений, указанных в пункте 1 предписания; согласно пункту 3 предписания на основании части 4 статьи 17 Закона N 102-ФЗ применение вышеуказанных средств измерений, не прошедших поверку, запрещено с 27.10.2017 до устранения выявленных нарушений.
Посчитав означенное предписание незаконным, ПАО "МТФ" обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у отдела значимых контрольных полномочий, а равно правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания лишь в определенной части.
Каждый пункт оспариваемого предписания (по фактическому содержанию и правовому обоснованию) получил должную судебную оценку; законность, обоснованность и исполнимость предписания проверены судами двух инстанций в условиях состязательной судебной процедуры (статья 9 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Суды правомерно учли следующее.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 названной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в частности, при осуществлении деятельности в области здравоохранения; выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку (часть 1 статьи 5 Закона).
В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований (часть 1 статьи 9 Закона).
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1 статьи 13 Закона).
Суды также приняли во внимание сферу федерального государственного метрологического надзора, специфику значимого нормативно-правового регулирования, утверждения типов стандартных образцов и средств измерений (статьи 5, 12, 15 Закона), удостоверившись в том, что федеральный государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (пункт 1 части 2 статьи 15 Закона), а равно в нормативно предусмотренном запрете уполномоченным должностным лицом применения эталонов единиц величин, не удовлетворяющих установленным обязательным требованиям, стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов, а также неповеренных средств измерений или средств измерений, не соответствующих установленным обязательным требованиям, при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с выдачей соответствующего предписания (пункты 2 и 4 части 4 статьи 17 Закона).
Порядок организации и проведения соответствующей поверки средств измерений проанализирован судами применительно к пунктам 1 и 4 Порядка N 1815, части 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ.
Суды оценили доводы участников спора с должной полнотой, указав, в частности, следующее.
На все перечисленные в пункте 1 предписания средства измерений было нанесено только калибровочное клеймо (представлены акты о калибровке средств измерений, регистрационные сертификаты, справки о пригодности прибора к дальнейшему использовании).
Из акта проверки и предписания следует, что сферы государственного регулирования при осуществлении деятельности, в которых применяются конкретные вышеуказанные приборы, установлены не были. В предписании отмечено, что все проверенные приборы установлены на определенных принадлежащих обществу судах и применяются в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Согласно позиции отдела, не оспоренной обществом, частотомеры применяются при обслуживании, регулировке и диагностике радиоэлектронного оборудования; амперметром измеряют силу тока, вольтметром - напряжение или электродвижущую силу в электрических цепях, омметром - значения сопротивления, мегаомметром - большие значения сопротивления, ваттметром - мощность электрического тока или электромагнитного сигнала, анемометром - скорость движения газов, воздуха в системах, манометром - давление жидкости или газа, мановакуумметром - избыточное и вакуумметрическое давление; термометром контактным "AQUATUFF" и термометром контактным "ТК-5.01-М" измеряют температуру в толще мороженой рыбы.
Ввиду положений части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ суды отметили, что Перечни опасных и вредных производственных факторов, которые могут оказывать воздействие на работников в процессе их трудовой деятельности, утверждаются, в том числе, Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 ТК РФ).
В силу статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 102-ФЗ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 09.09.2011 N 1034н утвердило Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательные метрологические требования к ним, в том числе показатели точности (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.10.2011 за N 22039).
Пунктами 3, 7, 41, 46, 48, 49, 53 указанного перечня в составе измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, предусмотрены измерения скорости движения воздуха, напряженности электрического поля, напряжения в сети освещения (при оценке параметров световой среды), напряжения и тока утечки при обеспечении электробезопасности, электрического сопротивления при контроле параметров заземления и электроизоляции, напряжений прикосновения и токов короткого замыкания, давления в пневматических и гидравлических системах.
При таком нормативном регулировании доводы общества со ссылками на трудовое законодательство и Закон N 426-ФЗ нельзя счесть состоятельными.
Специальная оценка условий труда, права и обязанности организации, проводящей такую оценку, предъявляемые к ней требования не отменяют означенных выше обязанностей работодателя и не исключают реализацию им этих обязанностей с соблюдением требований Закона N 102-ФЗ.
Суды сделали правильные выводы о том, что манометры и мановакуумметры технические, амперметры, вольтметры, омметры, мегаомметры, ваттметры, анемометры, используемые на судах ПАО "МТФ" относятся к средствам измерения, подлежащим поверке; как следствие, предписание о запрете применения указанных средств выдано на законных основаниях.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отделом (СЗМТУ в лице отдела) в апелляционном и кассационном порядке не обжаловано; возражений на соответствующую часть судебного решения не заявлено.
Оспариваемое предписание отдела (в обжалуемой части) соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в экономической сфере.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 29.08.2018 N 6598; том дела III, лист 119).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А42-465/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Мурманский траловый флот" (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, 43, ОГРН 1025100833966, ИНН 5100000010) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А42-465/2018 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 29.08.2018 N 6598.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.