12 декабря 2018 г. |
Дело N А44-916/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 10.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А44-916/2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Потеева А.В.),
установил:
Комитет финансов администрации Великого Новгорода, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН 1035300278397, ИНН 5321092080 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 62, ОГРН 1045300659997, ИНН 5321033092 (далее - Инспекция), N 10007 об уплате 11 999 руб. 40 коп. пеней, начисленных в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, по состоянию на 22.11.2017.
Решением суда от 28.03.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 решение суда отменено, требование Инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы указывает, что в связи с неверным указанием в платежных документах кода бюджетной классификации (далее - КБК) обязанность Комитета по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) не была исполнена, поскольку бюджеты ПФ РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) являются строго обособленными и имеют различные источники формирования и цели расходования, которые какому-либо смешению и изъятию, в том числе в пользу друг друга не подлежат. Кроме того, податель жалобы полагает, что положения статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в данном случае не подлежат применению, поскольку платежи Комитетом выполнены в конце 2016 года, а полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы только с 01.01.2017.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2016 года Комитетом была допущена ошибка в платежных поручениях от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2017 N 66282 - вместо КБК 39210202010061000160 (в ПФ РФ) указан КБК 39210202101081011160 (в ФФОМС).
Комитет обратился с заявлениями от 02.02.2017 N 166 об уточнении КБК по платежному документу от 13.01.2017 N 546, и N 167 - о проведении зачета по платежным документам от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2016 N 66282 с КБК 392102101081011160 (в ФФОМС) на КБК 39210202010061000160 (в ПФ РФ).
По результатам рассмотрения заявления N 166 Инспекция приняла решение об уточнении платежа от 13.02.2017 N 118245 на сумму 1607 руб. 47 коп., по заявлению N 167 - направила Комитету письмо от 17.03.2017 N 8-02/06891 с предложением обратиться с соответствующим заявлением в отделение ПФ РФ по спорным платежам, осуществленным до 01.01.2017.
Комитет обратился 22.02.2017 в отделение ПФ РФ с заявлением N 236 об уточнении КБК.
В ответ на указанное заявление отделение ПФ РФ, ссылаясь на то, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов, включая проведение зачетов (уточнений) излишне (ошибочно) уплаченных платежей переданы налоговым органам, рекомендовало Комитету обратиться в отделение ПФ РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, уплатив имеющуюся задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам.
Приняв во внимание рекомендации отделения ПФ РФ, Комитет уплатил 347 411 руб. 50 коп. страховых взносов за декабрь 2016 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ.
Решением от 11.05.2017 N 68 Комитету возвращено 356 199 руб. 81 коп.
В Инспекцию представлены сведения о том, что по состоянию на 01.01.2017 у Комитета имелась 347 411 руб. 50 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4-й квартал 2016 года, а также 532 648 руб. 88 коп. переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС.
Указывая на то, что страховые взносы фактически были зачислены в соответствующий фонд, с учетом зачета платежа в сумме 1607 руб. 47 коп., Комитету начислено 11 999 руб. 40 коп. пеней с 17.01.2017 (следующего дня после срока уплаты) до 02.05.2017 (дату уплаты) и выставлено требование от 22.11.2017 N 10007.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 28.12.2017 апелляционная жалоба Комитета оставлена без удовлетворения, требование Инспекции - без изменения.
Комитет оспорил требование Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что обязанность Комитета по уплате страховых взносов на обязательное пенсионной страхование не была исполнена, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда от 28.03.2018 и удовлетворяя требования Комитета, апелляционный суд исходил из того, что соответствующее платежное поручение было оформлено страхователем в банке в установленный для уплаты страховых взносов срок, в качестве назначения платежа указана оплата страховых взносов в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, сумма страховых взносов за декабрь 2016 года поступила на счет Федерального казначейства. Руководствуясь положениями статьи 40 БК РФ, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае из-за неправильного указания КБК не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда, в связи с чем отсутствовали правовые основания для начисления пеней. Апелляционный суд также указал, что соответствующие правовые позиции были изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 310-КГ15-12541, в постановлении Арбитражного суда Северо-западного округа от 13.07.2016 по делу N А56-82352/2015.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Из положений статьи 19 Закона N 250-ФЗ следует, что с 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
На основании части 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа либо со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов (подпункты 1, 4 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС, осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Законом N 212-ФЗ не был установлен.
Вместе с тем, согласно статье 160.1 БК РФ принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.
Как установлено апелляционным судом, платежные поручения от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2016 N 66282 были проведены УФК по Новгородской области. В платежных поручениях в качестве назначения платежа было указано, что производится оплата страховых взносов в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, то есть назначение платежа являлось очевидным.
Перечисленная Комитетом сумма страховых взносов за декабрь 2016 года поступила на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ, в соответствии с которым пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт поступления перечисленной комитетом в декабре 2016 года суммы страховых взносов на соответствующий счет Федерального казначейства, апелляционный суд пришел к выводу, что в данном случае задолженность перед бюджетом ПФ РФ не возникла.
Данный вывод апелляционного суда основан на представленных доказательствах, сделан при правильном применении норм материального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены апелляционным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А44-916/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.