13 декабря 2018 г. |
Дело N А56-46605/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области Кравцова С.Ю. (доверенность от 22.12.2017 N 2851),
рассмотрев 05.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2018 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Пряхина Ю.В.) по делу N А56-46605/2018,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Шулькин Андрей Александрович, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 310190121000091, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области, место нахождения 187403, Ленинградская обл., г. Волхов, Кировский пр., д. 32, ОГРН 1024702048381, ИНН 4718001368 (далее - Комитет), от 15.02.2018 N 584 об отказе в рассмотрении по существу заявления от 27.01.2018 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 403 800 кв.м с кадастровым номером 47:10:0130001:5, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, Кисельнинское с.п., и об обязании Комитета в 10-дневный срок рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы КФХ Шулькина А.А.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шулькин А.А., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.07.2018 и постановление от 03.10.2018, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных им требований.
Суды, по мнению подателя жалобы, неправильно истолковали положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и необоснованно посчитали, что направление в адрес Комитета заявления о намерении заявителя участвовать в аукционе на право заключения договора аренды по почте является ненадлежащим способом подачи такого документа.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Шулькин А.А. извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует их материалов дела, на официальном сайте torgi.gov.ru 26.01.2018 опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 403 800 кв.м с кадастровым номером 47:10:0130001:5, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, Кисельнинское с.п., для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 15 лет.
В извещении указано, что лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе в течение 30 дней подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с приложением документа, удостоверяющего личность заявителя.
В извещении также отражено, что прием письменных заявлений о намерении участвовать в аукционе осуществляется Комитетом при личном обращении заявителя или уполномоченного им лица в рабочие дни по указанному в извещении адресу и в предусмотренное сообщением время.
Глава КХФ Шулькин А.А. 27.01.2018 направил в адрес Комитета по почте заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, приложив к нему копию выписки из своего паспорта и копию свидетельства о государственной регистрации КФХ.
Письмом от 15.02.2018 N 584 Комитет уведомил Шулькина А.А. о том, что поступившее от него заявление о намерении участвовать в аукционе подано способом, не соответствующим указанном в извещении от 26.01.2018, и не подлежит рассмотрению.
Считая отказ Комитета в рассмотрении заявления незаконным, Шулькин А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поэтому отказали в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления КФХ его деятельности производится с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 того же Кодекса.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из приведенных правовых норм не следует, что в случае получения заявления лица, указавшего на наличие у него намерения принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, уполномоченный орган должен принять какое-либо решение непосредственно по такому заявлению и направить лицу, от которого оно поступило, мотивированный ответ на него в определенный срок.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания заявления по настоящему делу следует, что нарушением своих прав Шулькин А.А. считает нерассмотрение Комитетом направленного им заявления и непринятие по нему решения.
Поскольку в данном случае у Комитета в соответствии с положениями статьи 39.18 ЗК РФ отсутствовала обязанность по принятию решения непосредственно по заявлению Шулькина А.А., суды, не установив совокупности предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ условий, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований.
Последствия поступления (непоступления) в установленном порядке заявлений о намерении участвовать в аукционе является основанием для осуществления уполномоченным органом действий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 39.18 ЗК РФ. Такие действия заявителем в рамках настоящего дела не оспариваются.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу N А56-46605/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.